Секс в Древнем мире. Проституция в Помпеях

20 Сен
2013

24 августа 79 года новой эры. В центре Италии началось извержение вулкана Везувия. За один день ближайший к нему город Помпеи был покрыт кипящей лавой.

1500 лет Помпеи остаются забытыми и скрытыми в земле, пока случайное открытие не привело к началу раскопок, рассказавших о трагических событиях внезапной гибели Помпей.

Открыта самая яркая и достоверная картина жизни Древнего Рима. Ее большая часть была скрыта от публики. До сих пор…

От винных бокалов и до освещения улиц Помпеи были пропитаны сексом. Вместо добропорядочного римского города эти люди живут в обманчивом мире разврата, непристойностей и грязи.

Новые свидетельства о расцвете проституции, оргиях и распутстве: продажные женщины, развратные мужчины…

Если в Помпеях процветала тайная секс-торговля, то кто ее контролировал? Город на самом деле был своего род рассадником разного рода грехов?

Это подлинная история секса в Древнем Риме, скрытая до сих пор и открытая впервые.

 

Секс-индустрия Помпей

Сексуальная жизнь в Помпеях всегда была покрыта тайной. И как в любой тайне, все начиналось с маскировки.

А археологическом музее Неаполя есть зал, который называется «Секретный кабинет». Сотни лет этот зал оставался закрытым. Там хранятся остатки произведений искусства из Помпей, которые широкая публика считает слишком вульгарными и шокирующими.

Что вызывало такое потрясение? Возможно, многие эротические рисунки на стенах, уличные фонари в форме фаллоса, винные бокалы с четкой сексуальной направленностью или многие экспонаты, показывающие Приапа, божества фурий с его выраженными особенностями фигуры по всему городу.

Людям было трудно смириться с тем, что тогда противоречило христианской морали. Элементы эротики бросались в глаза повсюду с самого начала.

Во время раскопок нашли статую, которая всех сильно взволновала. Это знаменитая статуя одного из богов, занимающегося любовью с козой.

Даже сегодня находки в Помпеях вызывают смущение и споры, и эти вещи – только надводная часть айсберга. Они показывают иную сторону жизни в Помпеях.

Чем глубже историки копают, тем больше доказательств того, что в этом древнем городе была развитая секс-индустрия.

Это можно видеть повсюду: каменные фаллосы на улицах, грубые граффити на гранитных стенах. Они показывают жителей, занимающихся упаднической торговлей, разврат, проституцию и сексуальное рабство.

Новое исследование профессора Хэдриллса вынуждает нас пересмотреть наши представления о Римской империи. Он раскрыл такие тайны, которые город предпочел скрывать.

Не таким хотел предстать римский горд в глазах потомков: не публичными надписями на мраморе и бронзе, а риторическими декларациями, характеризующими город. Это тривиальные фразы, которые не следовало произносить. Как будто мы услышали беседу, не предназначенную для нас.

Из этого можно сделать ясный вывод: в Помпеях была широко развитая система продажного секса. Это касалось случайных дешевых встреч на тротуаре и закрытых оргий, куда приглашали знаменитых римских проституток.

Но поскольку 80% жителей были бедны, можно уверенно полагать, что чаще всего это был дешевый случайный и грубый секс.

Небольшая комнатка вдали от улиц и переулков, в ней проститутка встречала своих клиентов. Она сама или ее сутенер становились на улице, зазывали клиентов в таверну или около нее, затем пропускали их через деревянную дверцу в эту комнатку, где была кровать и каменное изголовье. Иногда можно было видеть матрас и несколько подушек, разбросанных на камнях для удобства.

13 таких публичных домов находились вблизи 153 помпейских таверен. Но нет сомнения в том, что главное место платного секса находилось на главной улице в центре города, вблизи Форума и рынка.

 

Лупанарий – самый большой публичный дом Помпей

«Лупанарий Гранде» — самый древний в мире публичный дом. Настоящая кладезь информации не только о Помпеях, но и о сексуальности в классическом Древнем мире.

Лупанарий означает «логово волчиц» — так в Древнем Риме называли публичные дома. Его нашли в 1862 году и клерикальные круги католиков замуровали находку. Они даже замазали настенный рисунок гипсом.

До недавнего времени эту историческую находку никому не показывали, но в 2006 году ее открыли после реставрации настенных росписей и ремонта деревянных балок и стропил крыши, сожженных кипящей лавой 2000 лет назад. Это уникальное место, второго такого нет во всем мире.

Лупанарий позволяет увидеть прошлое, которое мы могли только представлять. Это единственное место в мире, где можно увидеть и представить себе, как трудились древние проститутки.

Но откуда мы знаем, что в этом здании занимались только сексом? Есть три способа понять это. Первый: порнография. Там, где есть порнографические картины, вероятно есть проституция. Второе: настенные надписи эротического содержания. Там часто встречаются латинские выражения на эту тему, и очень часто это написано прямо на стенах. И третье: архитектура самого здания. Если есть комната, куда можно поместить только кровать, и это не часть жилого помещения, следовательно там был бордель. В этом самом большой публичном доме Помпей все находки указывают на это.

Любая деталь интерьера рассказывает о том, чем занимались в этом месте. На первом этаже есть 5 маленьких комнат с каменными ложками, этот этаж предназначался для случайных прохожих.

Клиента сначала заводили в центральный коридор, где были комнаты для приема посетителей. Коридор украшен серией порнографических росписей, на рисунках четко показан половой акт.

Сначала считали, что эти рисунки – своего рода «меню» борделя. Там много разнообразных позиций, и клиенту давали возможность выбрать подходящую ему комнату. Но более убедительное объяснение – сам продаваемый здесь товар. Они показывали различные сексуальные фантазии.

Кровати с богатым орнаментом, но без подушек и постельного белья. На каменных постелях лежали соломенные матрасы.

Публичный дом предназначался не только для фантазий, но и для реальности.

Второй этаж Лупанария предлагает еще одну загадку. Там нет эротического искусства, граффити и каменных лож. Возможно там были дорогие кровати из дерева, ширмы и занавески. Здесь клиенты воплощали свои самые бурные фантазии.

В комнате на втором этаже, которая по размеру больше, чем просто обычный кабинет, есть достаточно места для пиршеств, туда можно пригласить друзей. Те, кто заказывал такое место, могли сделать его в определенном смысле домом для высшего света, но за вполне определенную цену.

 

Кем были эти жрицы любви?

Лупанарий был самым большим, но не единственным борделем в городе. Археологи нашли около 41 таких борделей. Это число вырастет, если добавить к нему таверны и гостиницы.

Продажный секс процветал повсюду. Но почему это имело место и носило такой публичный характер? Почему империя позволяла это? И кому это было выгодно?

Чтобы понять это, нужно посмотреть на мрачную жизнь самих жриц любви.

Сотни лет расцвет проституции в Помпеях замалчивался. Сегодня историки пытаются понять, как, где и почему так получилось.

Главная загадка кроется в Лупанарии, самом большом городском борделе.

79 год новой эры. Лупанарий открыт для посетителей каждый день, начиная с 9 часов после рассвета. Поэтому проституция называется «нонария» — девушки 9-го часа.

Как во все времена, у проституток были вымышленные имена. Мы знаем их по надписям, высеченным на стенах Лупанария: Каладрон, Каса, Фабия, Фортуната, Ника, Януария и Мертис, которая специализируется на оральном сексе.

Есть также проститутки мужского рода, известные как «луперки». В Лупанарии был один мужчина по имени Мартинус. Граффити говорит о его опыте и особых услугах девственницам.

Иногда этим промышляли гладиаторы, чтобы подработать. Гладиаторы стояли в нижней части общественной иерархии, но они были спортивными звездами своего времени. Есть много данных о том, что римлянки платили им за любовные утехи.

Известно также, что и аристократки тоже обслуживали клиентов. Опасное развлечение, которое могло закончиться скандалом, разводом или даже казнью замужних женщин.

Но большая часть проституток были рабынями, которых привозили из покоренных стран Европы, Северной Африки и Азии. Их вынуждали делать все, что приказывали господа.

Можно точно сказать, что проститутки были рабынями, их жизнь была очень тяжелой, как и жизнь любой проститутки. Можно только представить себе, как это было, и сказать, что мытарства иммигрантов из Восточной Европы, а также торговля женщинами как живым товаром в Западной Европе сегодня не сильно отличаются от похожих историй в древности.

Рабов привозили из далеких окраин империи. Многим женщинам приходилось становиться блондинками или рыжими. Они носили шелковые одежды, подчеркивающие красоту фигуры.

После появления христианства многих женщин-христианок отправляли в качестве наказания в бордели.

Но многие проститутки были свободны и занимались этим от отчаяния. Ими двигали те же мотивы, что и сегодня – это хорошо оплачиваемое занятие, доступное низшим слоям общества. Даже самая низкопробная шлюха зарабатывает больше чернорабочего.

Как и сегодня, цена зависела от возраста, мастерства и внешности. Дешевые брали 2 медные монеты: цена куска хлеба. Этим женщинам нужно было иметь много клиентов, чтобы заработать.

Дорогая проститутка принимала одного или двух клиентов в день и стоила почти в десять раз дороже.

Хороший жиголо зарабатывал намного меньше женщины.

 

Кем были управляющие проституцией?

И хотя их личные истории отличаются, эти мужчины и женщины вместе запускают мощную экономическую машину.

Бордели в Помпеях и других местах были относительно недорогими. Но это был бизнес, приносящий высокие доходы если не для самих проституток, то для тех, кто их эксплуатировал.

И кем же были эти эксплуататоры? Самый известный – это Делено, сутенер, управляющий борделем при помощи железного кулака. Он набирал работниц, назначал цену, следил за дисциплиной и платил за аренду помещения, а когда требовалось – давал взятку стражам порядка.

Обычно он не являлся хозяином борделя. Чаще всего это был свободный человек, представляющий интересы владельцев. Ими являлись представители высших слоев общества, в том числе и аристократы. Ими двигала жажда наживы.

Владельцы земли вкладывали свои средства в сельское хозяйство, что в лучшем случае приносило 6% прибыли в год. за сексуальные услуги платили наличные деньги и прибыль была выше, особенно, если на владельца работали рабы.

Но дате такое прибыльное дело не считалось достойным бизнесом, поэтому владельцы держались от самого бизнеса на расстоянии, даже если иногда это было всего несколько метров.

Внимательное изучение руин рассказывает о тех людях, которые скрывались за всех этим.

Намеки начинаются с отпечатков, например мужского фаллоса на камне мостовой к удовольствию всех бывающих здесь туристов. Это указатель, показывающий направление в сторону борделя, который находится в двух кварталах.

А возможно это был просто амулет, так как фаллосы играли роль амулетов. Кроме того, они могли указывать и на то, что бордель был в соседнем доме.

 

Проституция и высшее общество

Отношение элиты к сексу было, мягко говоря, сложным. Мы начинаем понимать причину такой активной деятельности, да еще и публичной. Секс как за деньги, так и без, был не только ради наслаждения: это было проявлением силы и власти. А секс и власть приводят к невоздержанности и разврату.

Новые факты говорят о том, что в погибших Помпеях шла бойкая торговля сексом, в которой были замешаны все слои общества.

Мы видели, что творилось в борделях и переулках для удовлетворения черни. А что же происходило наверху, в огромных залах для элиты?

79 год до новой эры. «Флоралия» — фестиваль блудниц, начавшийся в 238 году до н.э. Фестиваль посвящается Флоре, шлюхе, которая завещала свое имущество жителям Рима, которые ежегодно отмечали ее день рождения разнузданным уличным гулянием.

Древний христианский летописец Лактантис хладнокровно писал: «Шлюхи сбрасывают с себя одежду на глазах у толпы. Их мимика и жесты продолжаются до тех пор, пока бесстыдные зрители получают удовлетворение».

Для высшего общества и моралистов такие сцены считались вульгарными. Для них секс не должен быть свободным и вульгарным. Это должно быть точно рассчитанным выражением почета, силы и власти.

Понятие о чести в Риме было относительно общей добродетелью как для мужчин, так и для женщин. Для мужчин это было умение владеть своими чувствами и использовать свою силу и власть, чтобы управлять другими.

Очень часто в римской литературе сила отражается в сексуальной активности, при помощи которой демонстрировалась сила личности, а объект секса – это человек, потерявший свою власть и находящийся в подчинении.

Замужние женщины не подвержены таким унижениям в своем положении. Браки заключаются для сохранения статуса, денег и политических союзов.

Римская матрона – это мать и гостеприимная хозяйка дома. Многие из них изредка вступают в половую связь с мужьями. Но если они берут себе любовников, это происходит в тайне, иначе это может обернуться большими неприятностями. Адюльтер чаще ассоциировался с женщинами, а не с мужчинами.

Хозяин дома своей властью решал вопросы жизни и смерти, касающиеся всех его домочадцев. Он мог воспользоваться своей властью и безжалостно наказать коварную изменницу.

Но судя по литературе того периода, это их не останавливало. Дамы высшего света брали себе любовников из всех слоев общества. Они участвовали в оргиях, по ночам работали в борделях и сами приглашали проституток.

Представителями правящей верхушки, мужчинам и женщинам, секс-торговля в Помпеях предоставляла много возможностей. Многие мужья не должны были ничего искать на стороне. Есть целый мир сексуальных рабынь, и даже семейные дома предлагают секс-услуги, многие бывшие рабы занимаются предоставлением сексуальных услуг.

Так было принято в высших слоях римского общества. А что творилось на вершите власти?

 

Проституция и вершина власти

Находки в Помпеях говорят о том, что самые богатые люди не довольствовались только услугами своих рабов. По современным понятиям их называли «свингер».

Ученые нашли образцы вульгарного эротического искусства в частных домах. По ним видно, что там былине просто бордели, а секс-клубы.

Хозяева приглашали друзей на женский пир, куда приводили проституток. Обычно хозяева таких домов принадлежали к высшему классу, речь идет о помпейской элите. Возможно, что не все занимались этим, но это не было незаконным и не осуждалось моралистами.

Как можно отличить бордель от частного престижного секс-клуба? Историки ищут такие признаки и начинают с доступности: чем труднее найти какое-то помещение, тем больше вероятность, что там устраивались закрытые развлечения.

Но тайные комнаты были предназначены не только для господина: из литературы известно, что порой женщины присоединялись к мужьям, и пары устраивали бурные оргии, чтобы повеселить гостей.

 

Проституция в Помпеях была везде

Историк Максимус жалуется на дикую оргию в 52 году до н.э., устроенную латифундистом по имени Гемеллус. Чтобы заслужить расположение судей, он привел двух аристократок и благородного юношу для участия в празнике. Максимус пишет: «Мела бесстыдно сплелись и были призваны стать спортом пьяного вожделения».

Но его основные претензии касались не столько самого разврата. Он воспользовался этим ради своих политических интересов. Вероятно в этом и есть ключ к развратному сексу в Помпеях, скрытых от римской власти. Это было средством достижения богатства, признаком силы и власти и путем продвижения личной карьеры.

Во всех слоях римского общества секс был связан с деньгами. И если проследить путь денег, это приводит к удивительным местам вплоть до римского императора.

Продажный секс был доступен в Помпеях в любом месте, в городе не было специально отведенной для этого зоны. Проститутки были доступны по всех общественных местах города, включая форум – центр местного самоуправления.

Под арками, ведущими в амфитеатр, находилось любимое место свиданий. Переходы под ними назывались «пещеры свиданий».

Проститутки часто работали в самых людных местах Древнего Рима – банях. Римские бани были храмом наслаждений и посвящались удовольствиям. Здесь богатые и бедные были одинаково равны перед лицом универсальной наготы.

Судя по всему здесь было сосредоточение эротической энергии. Продавалось все: еда, питье и секс. По данным ученых, в Помпеях было шесть общественных бань. Как и в борделях, вульгарные рисунки были частью интерьера. По сути, в мужских отделениях есть самые откровенные эротические рисунки во всем городе.

 

Адюльтер вне закона. Расцвет проституции в Римской империи

Две картины предстают из руин Древнего Рима. Одна, которую мы видим обычно, указывает на общество со строгими законами морали и стыда.

Но руины Помпей открывают город, погруженный в разврат. Как вышло, что распутство стало откровенным и принятым в Помпеях?

Возможно, ответ кроется в постоянной смене высшей власти.

44 год до ной эры. Август сменил Юлия Цезаря на посту римского императора.

В отличие от императора, который был игривым бисексуалом, Август придерживался более консервативных взглядов. Около 10 года до н.э. он ввел законы, касающиеся брачных уз. Аристократы могут вступать в брак и рожать детей только от аристократов. Бездетные пары подвергаются штрафу и холостяки платят налоги. И самое главное, адюльтер считается преступлением.

А что же с проституцией? Как и большинство римских аристократов, Август был ее противником. Но он принимал это как жизненную реальность.

Возможно, он согласился с писателем Катоном Старшим, который считал: лучше пусть мужчина ложится с рабыней, блудницей или даже женой, чем заводит роман с замужней аристократкой.

Ирония: моральные законы Августа привели к расцвету проституции. Платный секс и секс с рабами стали простой и легальной заменой прелюбодеянию.

Есть проститутки. Есть рабыни. Есть бывшие рабыни. Ты можешь приударять за ними, сколько хочется. Ради чего рисковать и заводить роман с замужними матронами?

Итак, запрет на адюльтер вызывает потребность в проституции. Закон попытался поставить проституток на службу обществу, разрешая пользоваться их услугами, чтобы не допускать мужчин к замужним дамам. Почтенные матроны будут защищены благодаря услугам проституток.

Когда адюльтер поставили вне законы, нужно было точно знать, кто проститутка. Тогда же ввели систему регистрации. По закону проститутки должны были регистрироваться у местного бюрократа, которого называли «идеал». Он записывал имя, возраст, место рождения и ее вымышленное имя. А потом давал ей лицензию. Записанное имя нельзя удалить.

Кроме регистрации были также строгие правила одежды. Прежде всего, шлюха не может одеваться как порядочная женщина. Она должна носить мужскую тогу, ей нельзя носить фиолетовую или цветастую одежду. Ей нельзя собирать волосы в пучок, как это делали римские матроны.

Регистрация укрепляла дистанцию между шлюхой и остальным обществом.

Есть много деяний, приносящих человеку дурную славу: он не может бывать в приличном обществе, если выступает на сцене, если он гладиатор или если он каким-то образом связан с проституцией.

Поначалу империя вмешивалась в секс-бизнес из соображений морали. Это также касалось и экономических соображений.

В 40 году новой эры император Калигула наложил налог на проституцию, что помогло пополнить императорскую казну. Государство всячески поощряло расцвет проституции.

 

Помпеи – столица разврата?

Но остается вопрос, вызвало ли это сексуальный разврат в Помпеях? Неужели система перестаралась и создала греховный город? Были ли Помпеи столицей разврата в империи? И есть ли еще такой же развратный город?

Когда Помпеи открыли впервые, эта находка потрясла всех археологов. Наличие борделей и порнографии заставили людей поверить, что этот город был развратным и в наказание разрушен высшим провидением как Содом и Гоморра.

Наверняка в Помпеях продажный секс был легкодоступен. Новая находка показывает целую карту борделей в Помпеях: 13 комнат вблизи центра, предназначенных для борделя, 9 бань, театр и амфитеатры, где тоже можно было за плату получить сексуальные услуги, 6 или 7 элитных частных клубов для богатых и 41 известный бордель, включая самый старый из построенных в мире для этой цели – Лупанарий. Многовато для города с шеститысячным населением.

Свидетельства указывают на Помпеи как на несомненную столицу разврата. Но современные исследования показывают, что Помпеи – это не Лас-Вегас или Содом. Это был обычный провинциальный город.

Когда люди узнали о том, что здесь творилось, они решили, что это была теплица «сладкой жизни».

Помпеи считались хорошим местом для покупки пресса для масла. Помпеи – это совершенно обычное место. Исключительным является то, как город сохранился.

Другие города не были разрушены вулканической лавой. И то, как он сохранился, дает иное представление о городе.

Если Помпеи не были столице разврата в древности, то где же подлинная столица?

То, что мы видим в Помпеях по сравнению с Римом, это торговля. Рим был столице империи, здесь сосредоточено богатство и власть, кроме того, он был настоящей столицей секса.

На первый взгляд кажется, что Рим не такой развратный, как Помпеи. Сохранившиеся объекты показывают, что здесь меньше борделей и меньше зарегистрированных проституток. Но судя по исследованиям историков, здесь также процветала проституция.

Нехватку находок в Риме объясняет последний этап в истории Помпей. Город копировал происходящее в Риме. А Рим следил за вкусом своих правителей.

В 37 год н.э., всего за 42 года до извержения Везувия, Калигула становится императором. Это было такое разнузданное время, с которым мало что могло сравниться за 2 тысячи лет после его правления.

Он поражает своей развратностью и греховностью, введением налога на проституцию и аппаратом по его сбору. Калигула возвел проституцию в ранг санкционированного бизнеса.

Для доказательства он открыл бордель в главном дворце империи. Там работали представители высшего класса обоих полов. Некоторые добровольно, другие нет.

После Калигулы к власти пришел Нерон. И хотя он не был так развращен, как его предшественник, ангелом он тоже не был: он грабил людей, ради смеха казнил свою мать и завил насмерть одну из своих жен. Нерон устраивал оргии для аристократов.

Поведение Калигулы и Нерона влияет на всех граждан империи: от Рима и до таких небольших городов, как Помпеи. Порок и коррупция стали нормой.

Нов 69 году новой эры, всего за 10 лет до гибели Помпей, новый правитель сменил Нерона, и обстановка стала иной.

В окраинных банях Помпей есть важный признак грядущих перемен. Даты показывают, что вульгарные фрески в мужских раздевалках были замазаны за три года до разрушения города.

Безусловно, важно то, что их замазали цветной краской. Это доказывает: уже тогда они решили, что это непристойные фрески. Логично, что после падения Нерона новый император Веспасиан вводит новую мораль и они замазывают фрески.

 

Рационализм, жестокость и сластолюбие римского общества

Консервативные перемены в Риме начинают доходить до Помпей незадолго до того, как вулкан остановил жизнь в городе. Это важнейший момент после того, как самый мрачный период римской истории закончился.

Атмосфера вседозволенности в Помпеях была нормой для той эпохи. Если бы город просуществовал еще 20 лет, мы бы нашли меньше образцов древней эротики.

Но проституция все еще существовала. Это было неистребимо не только в Помпеях, но и во всем Римском обществе. История показывает, что так было во всех поколениях.

Помпеи дают нам невиданную картину решающего периода, когда секс-торговля играла большую роль в истории Древнего Рима. Это не считалось достойным, но было очень выгодно для богатых, стало главным источником доходов для государства, давало мужчинам возможность насладиться сексом на законных основаниях. И очень явная форма утверждения социального устройства поддержкой проституции одновременно с унижением мужчин и женщин, которых принуждали заниматься этим.

Секс-торговля отражает все противоречия римского общества: его рационализм, его жестокость и сластолюбие. Это показывает большое влияние хороших и плохих правителей на сильные империи.

 


 

Комментарии:

Наверх