Рим. Константин Великий

20 Окт
2013

Статья из цикла «Рим. Рассвет и закат империи».

Столкнувшись с варварами, стоящими у порога империи, узурпаторами на границах и непокорными подданными в самом Риме, император третьего века Аврелиан обратился за помощью к богу, покровителю воинов, и попытался восстановить и сплотить империю. Но еще до того, как его попытки возымели действие, он был убит, и империя снова оказалась беззащитной. В этот сложный период поздней истории Римской империи многие правители боролись за власть. В этом хаосе появляется человек, который смог сокрушить врагов и сплотить империю под сенью нового бога. Это был Константин, и он был готов на все ради спасения умирающей империи.

 

Диоклетиан

В 3 веке Рим истерзан внутренней смутой и нашествиями варваров. Но к 295 году новый могущественный император пришел к власти в империи. Это был Диоклетиан.

Диоклетиан принялся разрешать те проблемы, с которыми империя столкнулась в 3 веке нашей эры. Прежде всего он преобразовал систему защиты границ.

Император Диоклетиан создал подвижную армию, чтобы иметь возможность выслать подкрепление туда, где это требуется. Одним из его самых способных командиров был 17-летний Константин. Он был выдающимся воином, храбрым в бою и совершал много подвигов.

Эти признаки будущего величия Константина не ускользнули от императора Диоклетиана. Он держал молодого воина рядом, выражая намерение подготовить его для высокой должности.

Другим важным шагом Диоклетиана было разделение империи между четырьмя соправителями – по одному в Иллирии и Италии, тогда, как отец Константина правил в Галлии. Сам же Диоклетиан правил в Никомедии на полуострове Малая Азия.

Никомедия, 302 год н.э.

Диоклетиан знал, что его соправители могли восстать против него. Чтобы избежать этого, он держит их сыновей, включая Константина, при своем дворе, где они находились под его пристальным вниманием, обучаясь воинскому искусству.

Константина отправили ко двору Диоклетиана для получения образования, какое пристало человеку из высшей аристократии. Оно включало изучение литературы и философии. Константин изучал греческий, которым толком не владел, но главное – он получал военное образование.

Жизнь Константина при дворе была спокойной, поскольку император Диоклетиан, в котором он видел отца, правил железной рукой.

Начало его правления ознаменовано изданием целого ряда очень строгих указов, касающихся морали. В них говорилось, что людям делать, как им быть хорошими гражданами и т.д.

 

Великое гонение на христиан

Диоклетиан настаивал, чтобы при дворец все, включая Константина, совершали жертвоприношение. Больше всего он верил, что единства империи можно добиться, задабривая языческих богов Рима.

Но другая религия, в которую обращалось все больше людей, угрожало планам Диоклетиана. Последователи этой религии поклонялись Иисусу, Сыну Божьему.

Возросло не только количество христиан, но и сама церковь стала богаче. В ее распоряжении уже находятся большие здания, во многих отношениях это была процветающая организация внутри самой империи.

И она, по мнению Диоклетиана, угрожала Риму. Он был убежден, что благополучие государства и самого Рима тесно связано с римской религией, а христианство этому угрожало.

Христиане, которых не подвергали гонениями около 40 лет, составляли большой процент от населения городов, и, очевидно, что христиане были и в армии, и при дворе императора.

Диоклетиан начинает с армии, требуя, чтобы все воины совершали жертвоприношения богам Рима, но многие христиане отказывались.

Диоклетиан считал все, что мешало развитию почитания богов, покровительствовавших Риму, угрозой государству, которая могла разрушить его изнутри. Таков был его взгляд на христиан в армии.

Наказанием за отказ выполнять указ императора была смерть. И Константин, будучи воином армии Диоклетиана, был вынужден наблюдать эту жестокость. Его тяготили смуты, вызванные реформами императора. Он скоро распространятся и вне армии.

В 303 году н.э. император Диоклетиан издает указ, направленный против христиан, который становится известен как Великое гонение.

Изданный указ о преследовании развязал жестокие гонения. Если при исполнении указа римские чиновники сталкивались с сопротивлением, им разрешалось вести обвиняемых в суд и пытать для получения признаний, а затем заставлять их публично отречься от христианства.

Великое гонение знаменует начало того, что христиане называют Эрой мучеников. Любой христианин, прилюдно заявляющий о своей вере, будет казнен.

Во всех смыслах гонения Диоклетиана были суровее всех предыдущих гонений. Наверное, из всех римских императоров он ближе всего к тому, чтобы уничтожить новую религию, вот почему Церковь почитает так много мучеников, пострадавших во имя Христа во времена Диоклетиана.

 

Император Константин

Никомедия, 305 год н.э.

Несмотря на свое отношение к гонениях, Константину надо было оставаться в хороших отношениях с человеком, от которого зависело все его будущее. Но когда Диоклетиан неожиданно занемог и вынужден сложить с себя полномочия, Константин с удивлением обнаружил, что в плане преемственности ему места не нашлось.

Похоже, Диоклетиан думал, что Константин представляет опасность. Он участвовал с Диоклетианом в разных кампаниях и хорошо себя проявил. Мы знаем, что позже император держал Константина при дворе, фактически, как в тюрьме, чтобы тот не мог уехать к отцу и завоевать расположение армии.

Но теперь, когда на востоке его уже ничего не держало, Константин решает взять судьбу в свои руки и бежит от Диоклетиана. Он уезжает из Никомедии в город Булонь в Галлии к своему отцу, который теперь правит Испанией, Галлией и Британией.

Отец Константина император Констанций Хлор к тому моменту был стар, нездоров и опечален отсутствием сына. Но в 305 году н.э. Константин возвратился к отцу, который подходил ему больше, чем Диоклетиан.

Насколько мы знаем, правящий на Западе Констанций Хлор гораздо спокойнее подходил к вопросам управления и понимал, что многое из того, что Диоклетиан приказывал делать, можно было игнорировать.

Константин обнаружил в отце сострадательного правителя, а Констанций Хлор увидел, что сын однажды может занять его место.

Итак, после ухода Диоклетиана в 305 году н.э. Константин вырвался из-под его контроля и присоединился к своему стареющему отцу Констанцию Хлору на Западе, который, будучи одних из четырех соправителей Рима, правил Испанией, Галлией и Британией, где теперь поднимало голову варварское племя пиктов.

В 305 году они с Константином выступили из Булони в Британию, чтобы подавить мятеж.

Пикты были буйным племенем, жившим на территории современной Шотландии, и они неоднократно нападали на римские владения в Британии. С военной точки зрения эти варвары были серьезной проблемой для Константина и его отца.

В 4 веке эти соседи варвары были гораздо лучше организованы, чем их предки. В Европе римская армия ввязалась в куда более сложные кампании, чем раньше.

Ситуацию еще больше осложнило ухудшение здоровья императора Констанция Хлора. То, что больной император – а к этому моменту он наверняка уже был болен – выступил с сыном против пиктов, доказывало, насколько серьезна была угроза.

В такой ситуации именно на Константина легла задача вести в бой войска отца и обеспечить их верность.

Когда Константин вернулся к отцу, Констанций Хлор сделал так, чтобы сын вошел в высшие эшелоны власти, чтобы он участвовал в этом походе, чтобы воины узнали его, и чтобы он занял подобающее место в управлении Западной империей. У Констанция всегда были именно такие виды на сына.

Благодаря своей доблести Константин завоевал расположение армии. Правда, победа не могла спасти жизнь отца. В конце концов, Константин потерял отца, которого только что узнал.

Йорк, Британия, 306 год н.э.

Когда его отец умер, у армии уже сложилось о нем впечатление, и воины сразу же провозгласили его императором. В некотором смысле это было неизбежно – армия знала и уважала отца Константина, а затем узнала и его самого. Они в какой-то мере понимали, чего могут добиться с Константином.

В империи, где смерть правителя часто вела к жестоким переворотам и дракам за власть, наследование Константина прошло гладко и без кровопролития.

Нападение варварского племени франков на Галлию в 306 году н.э. стало первым испытанием Константина в качестве императора. Он отправляется и Британии на материк, чтобы встретиться с ними в бою.

Франки прекрасно понимали, что смерть Констанция Хлора была хорошей возможностью, которой они могли воспользоваться. Тем не менее, Константин прекрасно проявил себя как командующий и отразил это нашествие.

Став императором, он сразу же взялся за дело. Считалось, что император должен был лично командовать армией, также ожидалось, что он должен был командовать передовыми частями. Константин казался очень искусным воином: воины часто видели, как в сражениях он сам вел конницу в бой. Он был очень хорошим тактиком.

Константин был умен и знал, что для установления власти ему надо получить поддержку народа. Взятые в плен вожди франков прекрасно для этого подходили.

Константин провел пленных варваров по улицам города Трир на территории современной Германии, чтобы показать людям, что он их защитник.

Константин хорошо понимал, что главная задача любого императора, если он хочет стоять у власти – это война с варварами, и он не на миг не забывал об этом. Константин провел не одну кампанию против франков, и мы знаем, что он захватил несколько вождей франков, которых затем выставил в Галлии на всеобщее обозрение.

В конце концов, варваров бросили диким животным, давая понять, что Константин не станет терпеть тех, кто угрожает власти империи.

 

Максенций

Но в 306 году н.э. в империи возникла внутренняя угроза, когда узурпатор Максенций захватил власть в Риме, провозгласив себя императором и взяв под контроль большую часть Италии и северной Африки.

Максенция поддержали, поскольку он обещал жителями Рима снизить налоги и не облагать пошлиной зерно. Как и Константин, он был сыном бывшего соправителя.

Константина войска провозгласили императором в июле 306 года. Максенций, находясь в Риме, думал: «Он император… Я тоже хочу им быть». И в конце 306 года он провозглашает себя императором.

Но в отличие от Константина, провозглашение Максенция не было законным: он побеждает, заключает в тюрьму и затем убивает законного соправителя Италии. И вскоре жители Рима узнали, что все его обещания были ложью.

В 311 году н.э. римляне поднимают бунт после того, как снижение налогов и беспошлинное зерно было предоставлено только богатым, остальным приходилось нелегко.

Максенция не любили: он был безжалостным правителем и жестоко подавлял бунты. Ходили слухи, что он соблазнял дочерей сенаторов. Не все было гладко и с поставкой зерна: он обладал налогом людей, которые раньше его не платили.

 

Договор Константина с Лицинием

Восстание отчаявшихся жителей Рима как нельзя лучше подходило Константину. Надеясь спасти народ Рима, а также расширить свое влияние на Италию, Константин поехал из Галлии в Милан, чтобы заключить договор с другим соправителем – Лицинием.

Италия, Милан, 311 год. н.э.

Это был договор об усилении власти. Чтобы скрепить союз, Лициний объявил о помолвке с сестрой Константина.

Константин предпринял все возможное, он был амбициозным человеком и добивался власти всеми возможными средствами. С самого начала он был готов на все, чтобы идти вверх по лестнице римской власти.

Лициний и Константин вместе убедили соправителей на востоке в том, что они собираются только устранить Максенция. Константин воспользовался ситуацией и объявил Максенция незаконным императором и узурпатором. Он со своими сторонниками оправдывает поход против Максенция тем, что Рим нужно избавить от тирана.

Но как только Рим будет освобожден, Константин и Лициний постараются захватить власть над всей империей.

 

Битва у Мульвийского моста — противостояние религий

Пока Лициний был занят защитой северных границ от варваров, Константин пошел на Рим, чтобы осадить город, где прятался Максенций.

Тем временем, узурпатор в Риме, будучи ярым язычником, в своих действиях основывался на толкованиях жреца, сделанных на овечьих внутренностях.

Когда пришло время сражения, Максенцию нужно было покровительство богов, и он делал то, что сделал бы любой римский император, стремясь обрести эту поддержку.

Отчаянно пытаясь выяснить, стоит ли ему отсидеться или сразиться с Константином, Максенций также искал подтверждение в предсказаниях Сибиллы.

Одним из источников, к которым обратился Максенций, были пророчества Сибиллы. Это были книги священных предсказаний, хранившихся у римских жрецов, которые могли изучить определенный вопрос и, найдя ответ, высказать пророчество.

В предсказании говорилось, что враг Рима в тот день умрет. Поэтому Максенций меняет свой план и решает, что он не будет отсиживаться, а выйдет и сразится с Константином.

Предполагая, что Константин и был тем врагом, о котором говорилось в предсказании, Максенций готовит армию к войне.

Тем временем недалеко от Рима Константин готовился встретиться с Максенцием. Зная, что армия противника намного превзойдет его числом, он тревожился.

Константин начал серьезно беспокоиться о силе своих войск, и мы знаем, что он молился, чтобы какой-нибудь бог помог ему и подал в ответ знак. Сам Константин считал, что это было христианским видением.

Летописец 4 века Евсевий и Кесарии описал то, что произошло со слов самого Константина: «Около полудня, когда день только начал угасать, он увидел в небе перед собой сияющий крест. Он сказал, что тот появился над Солнцем, и там была надпись «Сим знаменем победишь».

То, что он, по его словам, видел, было нечто вроде креста, верхняя часть которого походила на латинскую букву P. Там также была монограмма Христа из греческих букв, состоящих из двух первых букв имени Христа на греческом. Согласно некоторым источникам, он также слышал голос, который сказал, что «с этим знаменем он победит».

Константин приказывает воинам поместить монограммы Христа на щиты и знамена, превратив тем самым символ христианства из объекта гонений в предмет почитания.

Константин решил положиться на силу нового бога, которого раньше отвергали, как на залог своей будущей победы. Приняв христианского бога, которого преследовали прежние императоры, Константин совершил настоящий переворот.

Изменив свои взгляды, Константин превратил грядущую битву с язычником Максенцией в противостояние религий.

Константин встретился с Максенцием у Мульвийского моста через Тибр, который являлся единственной преградой по дороге на Рим.

Хотя перевес в численности был у Максенция, Константин был со своей армией, несущей знаки Христа, смело пошел в бой.

Сражение у Мульвийского моста имело большое значение: армии выстроились друг напротив друга и, несмотря на численный перевес, воинов Максенция оттеснили к реке.

Именно на берегу Тибра решилась судьба Максенция. Константин вынудил Максенция дать бой в условиях, когда Тибр находился у того за спиной: это ужасное положение, когда легионы Константина начали давить, ряды армии Максенция расстроились.

Не имея другого выхода, узурпатор с останками армии, пытаясь отойти в Рим, попытался переправиться через реку. Он тяжелые доспехи Максенция потянули его вниз, и он утонул.

Через несколько дней его раздутое бесформенное тело вытащили на берег, и это стало последним доказательством того, что режим узурпатора пал.

Константин одержал важнейшую победу у Мульвийского моста, сокрушив Максенция, но еще более важным было то, что теперь он властвовал над половиной империи, включая богатые италийские провинции.

Судьба Максенеция продемонстрировала то, что ожидает тех, кто посмеет пойти против власти Константина.

Константин задержался, чтобы найти тело узурпатора и выставить его голову в Риме. Он отправил ее в северную Африку, чтобы все узнали, что стало с предыдущим императором, и что у власти теперь Константин.

Победа над Максенцием также убедила Константина в том, что христианский бог сильнее языческих богов его врага.

 

Константин – первый император-христианин

После поражения Максенция вся Западная империя принадлежала Константину. Как и было оговорено, восточная часть остается Лицинию.

Италия, Милан, 313 год н.э.

Они встретились в Милане, где соправители скрепили взаимную поддержку браком Лициния с сестрой Константина.

Константин решает связаться с себя с Лицинием или сковать действия Лициния. Он выдает свою единокровную сестру Констанцию за Лициния, который считает это естественным способом заключать союзы.

Этот брак стал отправной точкой соглашения между Константином и Лицинием относительно будущей политики. Одним из ее аспектов стало недавнее принятие Константином христианства.

Два императора обсуждали, как они разделят между собой власть, и одним пунктом обсуждений стало установление по всей империи терпимости к христианству. Лициний не был христианином, но согласился прекратить гонения.

Тогда они легко приходили к согласию, но союз, основанный на амбициях, хрупок. Константину предстоит понять, что его соправитель также является и главным его соперником.

Впервые за 10 лет христианам позволено открыто молиться, и впервые в истории их веру разделял император.

Константин принял христианство и очень серьезно отнесся к защите христианской церкви. Его родные, включая наследника Криспа, также стали христианами.

Константин не только прекратил гонения христиан, но и всячески их поддерживал на той территории, где он правил.

В 313 году н.э. Константин и Лициний издают Миланский эдикт, о котором писал летописец 4 века Лактанций: «Мы даруем и христианам, и все остальным свободу исповедовать любую религию, поэтому какая бы божественная сила ни была на небе, ей можно поклоняться и испросить благосклонности к нам и к тем, кто находится под нашей властью».

 

Константин – единственный правитель всей империи

Но в последующие годы отношения Константина и Лициния ухудшились. Лициний устанавливал свою власть на востоке, но ему хотелось большего. Поэтому Лициний отстраняется и правит на востоке по-своему. Константин не доверяет ему, напряжение между ними возрастает.

Спустя 9 лет совместного правления оба императора установили власть над всей империей. Вскоре соперничество втянет Рим в гражданскую войну.

На востоке христиане скоро почувствовали последствия растущего конфликта. Будучи сторонниками христианского императора Константина, они стали серьезной угрозой Лицинию и они дорого за это заплатат.

В конечном счете это снова приводит к гонениям. Причина была проста: Константин был известен как защитник христиан, и своих христианских подданных Лициний рассматривает как врагов. Он начинает гонения.

В то время, как церкви и святые книги предавались огню, рушился и союз между Лицинием и Константином.

Для Константина, теперь уже опытного правителя, гонения на христиан стали предлогом для нападения на Лициния. Он тут же приказывает войскам выступить против восточного соперника.

Константин очень искусно командовал кавалерией и часто сам вел ее в бой, обходя фланги противника. То же самое он сделал и в битве с Лицинием.

На стороне Константина был его сын-наследник Крисп, доказавший свою отвагу в бою. Вместе они отбрасывают Лициния дальше на восток. От Адрианополя Константин и Крисп преследуют Лициния до Византия и до Хрисополя, где происходит последний бой. Там в 324 году н.э. Константин и Крисп вместе встречаются с Лицинием, поставив на карту всю империю.

Крисп унаследовал от отца способности к военному искусству, он был талантливым полководцем. Без него кампания против Лициния могла закончиться провалом.

Константин и Крисп разбили армию Лициния, снова пойдя в бой под символом христианского бога.

Битва при Хрисополе закончилась, не начавшись. Константин повел свои войска на территорию Лициния, не встретив серьезного сопротивления. Его войска одержали несколько легких побед, уверенность же Лициния, оказалось, слабела час от часу.

Победа в последнем бою позволила Константину стать единственным правителем всей империи.

Евсевий, епископ Кесарии: «Восточные земли объединились с западными, и вся империя теперь признала власть одного верховного правителя».

Взятый под стражу в Никомедии Лициний будет жестоко наказан. Единственным свидетелем будет его жена – сестра Константина.

Его отношения с Лицинием не просты: он приходится Константину зятем, и его жена умоляет о милосердии для мужа. Сперва показалось, что Константин проявит снисходительность, они разделили трапезу, но затем Лициния отправляют в ссылку в Салоники и позже казнят.

Несмотря на мольбы его жены, казнь Лициния была быстрой и жестокой, и показала, что Константин не даст пощады никому, даже членам семьи.

Раздавив Лициния, Константин стал править объединенной империей, намереваясь сделать своего любимого сына Криспа правителем на Западе.

Византия, 324 год н.э.

Став соправителем, Крисп участвует в создании планов столицы новой, христианской столицы на востоке Византии.

После объединения империи Константин решил заложить новый город, назвав его в свою честь. Так возник Константинополь. Город имел отличное стратегическое положение, равноудаленное от важнейших границ. Император намеренно хотел построить город, который не носил бы печать язычества их предков. Этот город не был свидетелем борьбы за власть, это был христианский город.

После того, как сбылись его великие мечты, императора ждали неприятности в его собственной семье – со стороны его жены Фаусты и сына Криспа.

Крисп был сыном от первой жены Константина. Его другие три сына били от второй жены – Фаусты, и естественно, между теми были напряженные отношения, особенно со стороны Фаусты, поскольку она хотела, чтобы ее сыновья получили то, что им причиталось, и конечно, Крисп стоял на их пути.

Негодуя, что Крисп получил власть на Западе, Фауста твердо намеревалась обеспечить сыновьям еще большую власть, чего бы это ни стоило.

 

Никейский символ веры

Объединенной империи снова начали угрожать беспорядки уже из-за разногласий внутри самой христианской Церкви. В восточной империи среди христиан возникли настоящие распри. Разногласия начинались с вопроса о происхождении Христа и заканчивались тем, кто должен главенствовать в Церкви в восточной части империи.

Соперничающие епископы провоцировали нападение толпы на христиан с иными убеждениями. Подобной жестокости не было со времен гонений, закончившихся более 20 лет назад.

Пытаясь найти выход, Константин приказал церковным деятелям прекратить кровавые распри. Он созывает около 300 епископов на встречу в городе Никея и призывает их сформулировать единое христианское вероучение.

В результате был принят текст Никейского Символа веры, который просуществовал более 1600 лет и до сих пор его проповедуют в христианских храмах по всему миру.

«Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков.» Этот текст – символ христианской веры – приняли далеко не все христиане. Он стал причиной многих бед в будущем, поскольку соперничающие христиане с различными убеждениями до конца века не прекращая соперничали за благосклонность императора. Это означает, что императоры должны были отвлекаться от забот, пытаясь уладить конфликты между христианскими епископами.

 

Крисп – жертва на алтаре истории

Возможно из-за этих конфликтов, отвлекавших Константина, он и не заметил нараставшего соперничества в кругу своей семьи. В 326 году н.э. жена Константина Фауста решила оклеветать его сына Криспа.

Крисп был сыном Константина от первого брака, и у него с тремя младшими братьями были разные матери. Естественно, он враждовал с ними.

Выполняя свой замысел, Фауста «раскрывает» отвратительные тайны, заявляя, что Крисп пытался ее соблазнить. Над Криспом сгущались тучи: Фауста жаждала убрать его с дороги как угрозу ее законным сыновьям.

Константин, не замечая, что его предал не Крисп, а собственная жена, приказывает подготовить все для казни.

Пола, 326 год н.э.

Арестованный в городе Пола на территории современной Хорватии, Крисп настаивал на невиновности. И хотя его слова оставались не услышанными, при дворе Константина у него был сторонник.

Его мать Елена подсказала Константину, что, возможно, Фауста сама выдумала, что Крисп посягал на нее, защищая таким образом интересы своих сыновей. Константин поспешил с выводами и сам это понимал.

Фауста заплатила за предательство жизнью, но Константин понял все слишком поздно: тюремная охрана успела выполнить приказ и казнила сына императора.

Что точно произошло, мы не знаем, но для Римской империи принесении Криспа в жертву на алтаре истории было страшным ударом. Это тяжелым бременем легко на совесть Константина.

Во искупление он проводит последние годы жизни, закладывая церкви в Иерусалиме, Вифлееме, Константинополе и Риме.

 

Искупление Константина

Рим, 330 год н.э.

Одной из самых великолепных стала церковь, построенная на предполагаемом месте могилы Святого Петра в Риме, которая и по сей день остается местом паломничества христиан.

Имя Константина известно во многом благодаря этим церквям, они являются символами его политики и приверженности христианству.

Не желая отказываться от своей веры, несмотря на продолжавшиеся споры, Константин приказывает заложить знаменитый Храм Святого Петра.

Он был построен в необычайном архитектурном стиле, которого еще никогда не было в Римской империи. Разнообразие планов объясняется тем, что Константин привлек разных архитекторов, а также в большой степени его собственными решениями – он принимал участие в каждом этапе и вмешивался во все дела.

Константин мог только надеяться, что его религиозное рвение в конце жизни может искупить множество его грехов. Он понимал, что Судный день не за горами. Уже старым и больным, в 337 году н.э. он принял крещение.

Для Константина имело смысл откладывать крещение, поскольку императоры должны были заниматься сомнительными и грязными делами, и иногда им приходилось совершать греховные шаги. И было разумно, по мнению Константина, отложить крещение на конце жизни: все те поступки, что человек совершил, могут быть смыты перед смертью.

Терзаемый этими грехами, Константин хотел лишь умереть с чистой совестью, очищенный водой при крещении.

Под конец жизни Константин стал кем-то вроде живого прорицателя, который на момент крещения хотел снять с себя императорские инсигнии и жить дальше как отшельник.

В конце концов, Константин обретает мир в той вере, которой он посвятил всю жизнь.

«Я знаю, что я в полном смысле благословен, что я заслужил бессмертие и что я увидел божественный свет».

Константин умер в мае 337 году н.э. после 30 лет правления.

Он стал необычайно удачливым правителем и очень талантливым военным. Он был человеком, который проложил себе дорогу к власти благодаря амбициям, использовал любые повороты судьбы для достижения своих целей.

Всю жизнь Константин боролся, чтобы сохранять хрупкую империю, объединенную под знаком новой религии, но теперь ничто, даже новая вера, ей не поможет.


 

Комментарии:

Наверх