Расцвет архитектуры Франции

22 Дек
2013

Франция. Страна, в которой были воплощены в жизнь некоторые из величайших технических открытий, которые только видел свет. Францией правили люди, которые считали себя равными богам. Они вели кровопролитные войны с соседними странами. Они стремились к совершенству.

И Франция достигла невероятного уровня технического развития. Но вызывающая роскошь, в которой жили короли, привела к революции. Страна погрузилась в хаос. И пришел новый правитель, который покорил полмира. Его целью было создание великой империи, сравнимой лишь с Римской.

1163 год, Париж. Толпы рабочих тащат глыбы известняка на остров Сите, что стоит посередине Сены. Это место считалось священным на протяжении тысячелетий. Сначала тут было святилище друидов. Затем оно превратилось в храм бога Юпитера. А позже оно стало местом, куда стремились христианские паломники, чтобы поклониться Святому Дионисию, которого пытали и казнили на этом острове.

И король Франции приказал построить там новый собор, которому позавидовала бы вся Европа. Этим королем был Людовик VII, а Собор Парижской Богоматери и по сей день поражает воображение людей.

Эпоха французской революции оставила после себя страшное наследство: в стране воцарились террор и неразбериха, люди теряли головы в буквальном смысле.

В конце концов к власти пришел Наполеон. Время демократии настало позднее, зарождалось оно не только среди крови и ужаса, но и среди красоты. Франция знаменита своим вкладом в развитие науки и искусства, французские музыка и кухня высоко ценятся во всем мире, но удивительней всего французские живопись, литература и архитектура: просто дух захватывает, когда смотришь на кафедральные соборы Франции!

 

Собор Парижской Богоматери

Кафедральный собор – это не просто большая церковь, слово «кафедральный» означает, что это главный храм епископа или архиепископа, наместника Папы Римского в определенном округе.

Кафедральный собор Парижа – Нотр-Дам-де-Пари, т.е. Собор Парижской Богоматери. Он посвящен Деве Марии и является, пожалуй, самым известным собором в мире.

В раннем Средневековье церкви строили в так называемом романском стиле, в нем использовались элементы античной архитектуры, например, колонны и капители. Романские церкви были низкими, приземистыми, с толстыми стенами, маленькими окошками, каменными сводами, закругленными арками. Романские скульптуры были строгими и аскетичными.

Но такие церкви не вмещали большого количества людей. Парижский епископ Морис де Сюлли захотел построить собор, в который могли бы прийти тысячи людей и который внушал бы благоговение.

Де Сюлли уважали и почитали в народе. После долгих войн он и Людовик VII стремились распространить свое влияние на все районы Франции. Большой кафедральный собор должен был стать символом новой политики и их власти. Он не должен был походить ни на один из известных в то время храмов.

Морис был епископом Парижа, когда этот город был на вершине своего процветания. Людовик VII провозгласил Париж столицей Французского королевства. Морис хотел построить здание, которое было бы достойно главного города страны и живущих в нем влиятельнейших людей.

Период в 10 по 12 века, в который строился Нотр-Дам, называют готическим. Изначально этот термин считался уничижительным, ведь новое поколение всегда с пренебрежением относится к прошлому. Слово «готический» буквально означает «принадлежащий готам», т.е. варварский.

Но готика прекрасна! Достаточно поглядеть на высокие шпили, узкие стрельчатые окна, круглые розы над входом, витражи, пилястры, широкие нефы… При слове «готика» на ум стразу приходит нечто, устремленное вверх.

Одной из характерных особенностей готического стиля является сочетание величины и легкости, причем легкости как в конструкции, так и в оформлении. Пространство наполнено светом, который окрашивается в яркие цвета, проходя сквозь витражи. Молящиеся чувствуют себя попавшими на небо, в Рай.

Длина нового собора была равна длине нового футбольного поля, а стены возвышались над землей на 30 метров. Он был столь велик, что старая церковь, в которой де Сюлли вел службу, пока строился Нотр-Дам, полностью в нем бы поместилась.

Строительные леса помогали поднимать тяжелые инструменты и материалы, например, камни и бревна, на большую высоту.

Колесный кран, установленный на самом верху лесов, использовался для поднятия самых тяжелых материалов. Один или два человека забирались в колесо и крутили его, как хомячки, поднимая тяжести.

Тысячи рабочих провели всю свою жизнь на строительстве кафедрального собора. У каждого каменщика был свой отличительный знак, которым он помечал блоки, оплата поступала за каждый блок. Некоторые романтики считают, что на камнях писались молитвы, но на самом деле значение пометок было более прозаичное.

Для строительства требовалось так много камня, что это повлекло за собой возникновение так называемого культа телег: люди как благородного, так и простого происхождения впрягались в телеги и возили камни для собора, возможно, стремясь таким образом достичь духовного просветления.

Сейчас, как и в период античности или Ренессанса, архитекторы сначала проектируют будущие постройки на бумаге, делают вычисления и только потом приступают к строительству. А вот некоторые готические соборы изначально были просто нарисованы палочкой на земле, однако стоят до сих пор.

При постройке Собора Парижской Богоматери возникла серьезная проблема: каменные глыбы были тяжелыми, а здание получалось таким высоким, что могло не выдержать ветровую нагрузку. Чтобы уйти от этой проблемы, был изобретен арочный контрфорс – элемент архитектуры, который позволяет перераспределять вес конструкции и сделать ее более устойчивой.

Нотр-Дам был так прекрасен, что в Северной Европе началась мода на готическую архитектуру еще до того, как собор был закончен.

Раньше архитекторы были вынуждены обуздывать полет фантазии и учитывать силу притяжения, которая не позволяла возводить высокие здания. Чтобы массивные потолки меньше давили на стены, были сконструированы специальные леса, которые их поддерживали. Но теперь с изобретением арочных контрфорсов, которые выглядели изящными штрихами, дополняющими стройными здания, любые замыслы могли быть воплощены в жизнь.

С такой поддержкой стали возможными большие окна в несущих стенах. До этого они там появиться не могли, так как стены были бы слишком ослаблены.

К 1190 году были возведены стены южного и северного нефов и нижние своды. Западные башни поднялись на уровень огромного окна-розы — пожалуй, самого знаменитого витража в мире.

К 1196 году здоровье де Сюлли сильно ухудшилось, но он был полон решимости сделать Нотр-Дам самым красивым собором Европы, даже если сам его не увидит.

Морис де Сюлли завещал крупную сумму денег на строительство собора, и таким образом, оставил еще один след на своем любимом храме.

Строительство Собора Парижской Богоматери закончилось в 14 веке спустя почти 200 лет после начала его возведения. Он стал символом возвышения страны. Его размеры, его красота стали предвестником власти и силы будущей империи.

 

Версаль

Но сначала настанет время короля, который считал себя равным богам. Он украсил Францию прекрасными зданиями и построил самый большой дворец в мире.

1648 год. Во Франции правит новая династияБурбоны. Страна только-только оправилась от длительных войн и опустошительных эпидемий чумы.

Новому королю всего 9 лет, его зовут Людовик XIV. Людовик начал свое правление в период, когда знать, потерявшая свою власть, не собиралась сдаваться так просто. Маленький мальчик на троне не казался им сильной помехой на пути к возврату политической силы.

Дворяне взбунтовались, заставив короля и его семью искать убежище. Но власть вернулась к законному правителю, и Людовик поклялся, что никто и никогда более не посмеет претендовать на его трон.

Мальчик вырос, и вместе с ним выросла и его любовь к роскоши, особенно к масштабным архитектурным проектам. Нотр-Дам был символом величия Бога, а Людовик хотел увековечить себя.

Людовик нарушил традицию, установленную предыдущую правителями: он перенес свою резиденцию из Парижа в маленький городок под названием Версаль, что в 20 километрах к югу от столицы.

В 1661 году началось строительство колоссального дворцового комплекса, который должен был стать политическим центром страны.

Людовик XIV обожал зрелища, ему нравились живописные здания, живописная архитектура, и Версаль – это образец того, каким он хотел бы видеть мир вокруг себя, это его идеал, и он хотел править миром.

Версаль. Именно здесь напудренные парики и изысканные кушанья стали пределом совершенства. 700 комнат, 2000 окон, 1250 каминов, 1800 акров садов, 1400 фонтанов – для Людовика все это было не только домом, но и рабочим кабинетом, ведь если ты король, то тебе не надо ходить на работу, работа сама приходит к тебе. К томе же именно Людовик сказал фразу: «Государство – это я!», а ощущать себя целым государством лучше всего в зале с зеркальными стенами. Другими словами, если вас вызывают «на ковер» к начальству в Версале, то это очень длинный «ковер».

К 1682 году строительство Версаля было закончено, он стал символом расцвета абсолютной монархии.

Таких роскошных садов и фонтанов мир еще не видел. Но все они нуждались в одном – в воде. Чтобы разрешить эту проблему, Людовик приказал построить огромную водокачку, чтобы доставлять воду из Сены, находящейся в 5 километрах, к своим любимым фонтанам.

Людовик лично запустил водонапорную станцию в 1684 году. Это было настоящее чудо инженерной мысли.

Водокачку приводила в действие Сена, поток которой проходил через 14 гигантских колес. В день этот механизм перегонял до 400 миллионов литров воды.

В своем воображении Людовик достиг бессмертия. Он сравнивал себя с Аполлоном, греческим богом Солнца, и даже называл себя Король-Солнце.

 

Себастьен де Вобан

Но абсолютной власти над Францией Людовику было мало: он обратил свой взгляд на Европу. Людовик XIV хотел завоевать всю Европу, хотя Франция и так была самой влиятельной страной.

Чтобы воплотить в жизнь свои мечты о великой империи, Людовик обратился к гению военной инженерии Себастьену де Вобану, который блестяще показал себя на поле брани, он изобрел метод постепенной атаки с помощью параллельных окопов. Она спасла много жизней и полностью изменила стиль военных действий, которого придерживались веками.

1673 год. Вобан произвел испытания своего метода в боевых условиях под обстрелом при осаде голландской крепости в Маастрихте. Вобан выстроил войска вдоль первой траншеи, идущей параллельно крепостной стене на расстоянии 500 метров от нее вне зоны досягаемости пушечных ядер. Траншеи шли параллельно друг другу и были соединены переходами, по которым артиллерия и подошла под стены крепости, чтобы пробить их. Метод сработал. Французские солдаты проникли через пробоины в стенах и захватили крепость.

Метод Вобана приносил Людовику победу за победой и позволял королю лично присутствовать на полях сражений, что раньше было чрезвычайно опасно.

Вобан дал ему возможность побеждать в сражениях. Самыми красивыми были атаки, при которых король присутствовал лично.

Каждую весну Людовик вел войска на осаду очередного приграничного города. Он брал с собой двор, включая королеву и любовницу.

Тактика осады Вобана позволила Людовику расширить границы Франции: он построил 33 и восстановил 300 крепостей, которые защищали страну от нападений.

В Древнем Риме круг и квадрат считались божественными фигурами благодаря симметрии и точности. Именно их брали за основу при постройке зданий. Сейчас такие планы называют центрированными. Такой центрированный план и вдохновил Вобана на постройку крепости, однако за основу он взял не круг, а звезду.

Вобан был гением фортификации, он мог построить крепость на любой местности: долины, реки, скалы становились его помощниками и союзниками, помогая крепостям оставаться неприступными. Он не оставлял мертвых зон, в которых могли бы укрыться враги, и в то же время предоставлял защитникам самые выгодные для обстрела позиции.

Вклад Вобана в историю Франции очень велик: на протяжении 150 лет после его смерти никто не мог проникнуть на территорию страны, все войны велись за ее пределами, это было идеально для короля.

 

Пьер-Поль Рике и канал дю Миди

Затраты на строительство крепостей были столь велики, что страна оказалась на грани разорения. Вобан предложил королю простой выходе: собирать налоги не только с крестьян, но и с дворян. Предложение было категорически отвергнуто, но спустя 100 лет его все-таки воплотили в жизнь революционеры.

Но пока Людовик оставался самым влиятельным монархом в мире. Он завоевал почти всю Европу и принялся осваивать океан. Он соединил Атлантику и Средиземноморье, никто не верил тогда, что это возможно.

Людовик XIV подчинял себе природу, так же как и страны. Он превратил болота Версаля в цветущий сад, он заставил реки нести воды к своим любимым фонтанам.

Но пока строились эти фонтаны, у сборщика налога на соль по имени Пьер-Поль Рике появились собственные мечты о воде: он мечтал о водном пути между Средиземным морем и севером Атлантики, который прошел бы через Францию.

Влияние Франции на другие страны во время правления Людовика XIV было столь велико, что французский стал языком общения для образованных людей во всей Европе. На нем общались дипломаты при дворах всех европейских правителей. Сам Людовик ненавидел собственную зависимость от этих стран, особенно от Испании, поскольку у нее был выход к Атлантическому океану по Средиземному морю.

Мечтательный сборщик налогов Пьер-Поль Рике предложил помощь королю в решении этой маленькой проблемы: он предложил построить канал дю Миди, который не только соединит Атлантический океан со Средиземным морем, но и окажет влияние на индустриальную революцию 19 века. Канал станет жизненной необходимость для страны и источником доходов.

Еще в детстве Пьер-Поль Рике загорелся идеей создания канала, который даст возможность кораблям пройти по территории Франции, сократив долгий путь к средиземному морю в обход Испании. Он пронес эту идею через всю жизнь.

Вряд ли Рике было легко жить с этой мечтой, она полностью захватила его, он буквально бредил этим каналом. Что-то заставляло его работать над ней, воплощать его в жизнь, чтобы оставить о себе память в веках.

1662 года. В возрасте 52 лет, разбогатев на прибыльной должности сборщика налогов, Рике ушел в отставку, чтобы затем войти в историю инженерии и решив одну из важнейших задач: как не дать каналу обмелеть.

Рике обнаружил сеть рек, воды которых могли бы питать канал в период полноводий. Но ему необходимо было поддерживать такой уровень воды круглый год.

Рике понимал, что воды будет недостаточно, канал будет летом пересыхать. Он понимал, что нужен огромный запас воды. Он нашел место, где она могла бы накапливаться, это была плотина Сен-Ферьол.

Резервуары водохранилища – гениальная идея! Рике нашел тот выход, который до него никто не мог найти.

Оставалась еще одна загвоздка: чтобы воды хватало на весь канал, нужно было построить самую большую плотину на свете. Она поднялась на 32 метра над землей и имела толщину более, чем 137 метров. За ней находилось искусственное озеро объемом 7,5 миллионов кубометров воды. Бассейн Сен-Ферьол, в который стекается вода из нескольких источников.

На бумаге все выглядело великолепно, но только один человек в мире мог дать достаточно денег, чтобы мечта Рике воплотилась.

Сначала Рике нужно было найти подход к министру финансов Франции, Жану-Батисту Кольберу. Он начертил схему своего проекта и предоставил ее Кольберу. Тот сразу же оценил прибыль, которую может принести стране этот канал.

Следующим шагом было убедить короля. Ему тоже понравилась эта идея: канал обещал стать грандиозным памятников его правлению. Канал увековечил бы не только его и его личную власть, но также и силу страны, которой он правил.

Но Рике все равно пришлось вложить в строительство собственные сбережения: треть канала была построена на его деньги до того, как Людовик выразил свое одобрение.

В 1666 году Рике взялся за строительство канала, не имея никакого инженерного образования. Он начал со строительства плотины Сен-Ферьол, которое заняло 4 года.

Пока строились плотина и системы водоснабжения, начались работы над самим каналом. Первый камень был заложен в Тулузе 17 ноября 1667 года. К январю 1668 года к работам были привлечены 2 тысячи человек. В разгар строительства в распоряжении Рике было уже 12 тысячи рабочих, среди которых было и 600 женщин.

Чтобы поощрить работников, Рике щедро платил им, обеспечивал хорошее жилье, давал выходные дни и освобождения по болезни. Это была ранняя форма социального обеспечения, рабочим предоставлялся оплачиваемый отпуск – неслыханная по тем временам вещь! Рике намного опередил свое время, но ему было необходимо закончить работы в кратчайшие сроки.

Вскоре грандиозный проект Рике и его финансовая политика по отношению к рабочим стали встречать неодобрение со стороны общества. Противники строительства обвиняли его в растрате государственных денег на заведомо провальный проект. Даже у Кольбера появились сомнения на его счет.

В 1677 году спустя 10 лет после начала строительства канал подошел к южному склону кряжа Энсерун. Рике предложил оригинальное решение: он собирался проложить первый судоходный тоннель в горах с помощью направленных взрывов.

Когда новость о планах Рике дошла до Парижа, Кольбер запаниковал: он приказал остановить работы до тех пор, пока эксперты не разберутся в проблеме. Если они проголосуют «за», то мечты Рике сбудутся, если же «против», то все титанические усилия окажутся бесплодными, а мечты Рике – разбитыми. После 10 лет работы Пьер-Поль Рике мог потерять все, дело всей его жизни висело на волоске.

Кольбер сказал: «Мы не верим, что вам это удастся». Рике постоянно нанимал новых рабочих, и ко времени прибытия проверки – примерно через две недели – они смогли сделать тоннель и тем самым доказать, что это возможно.

15 лет Рике преодолевал сопротивление природы и людей, воплощая в жизнь свою мечту о канале. Теперь ему было 76 лет, и сил уже оставалось мало. 1 октября 1680 года Рике, уже тяжело больной, подозвал к себе сына и спросил его: «Где канал?». Сын ответил, что канал уже в 5 километрах от моря. Рике умер, канал был открыт спустя 8 месяцев, его создатель не дождался этого момента. 15 мая 1681 года канал дю Миди был открыт для судоходства.

Этот канал – настоящий шедевр. Водный транспорт и по сей день остается важнейшим видом транспорта во Франции, а этот канал положил начало его развитию.

 

Наполеон Бонапарт и Триумфальная арка

Канал дю Миди был одним из многих проектов, который Людовик XIV осуществил для возвеличивания себя и своей страны. Но к концу его правления Франция находилась в финансовом кризисе из-за его трат. Абсолютная власть и долги станут одними из причин революции, разразившейся спустя 100 лет.
В 1789 году монархии пришел конец, грянула революция. Король Людовик XVI и Мария-Антуанетта были обезглавлены, но затем террор обратился против своих вдохновителей: Дантон, Робеспьер и другие деятели революции нашли свою смерть на гильотине.

Из этого хаоса появился блестящий молодой генерал с Корсики, который сделал Францию империей.

1795 года. Молодой офицер родом с маленького острова в Средиземном море собирается захватить власть.

Париж не может оправиться после 3-летнего кровавого кошмара, сопровождавшего революцию.

Правление этого человека поразит воображение французов и сделать его одним из самых великих завоевателей в истории человечества. Это Наполеон Бонапарт.

Наполеона можно сравнить с природной стихией, его вторым именем была смелость. Он подчинил себе Европу, его можно сравнить, пожалуй, что только с Цезарем.

Наполеон быстро оказался на вершине власти: он прошел путь от командующего тыловыми войсками до главнокомандующего итальянской армией всего за один год.

В 1796 году Австрия атаковала французские войска на территории Италии, и Наполеону удалось превратить голодных и недовольных солдат в боеспособную армию. Он продвигался по Северной Италии, раз за разом побеждая австрийские войска и, в конце концов, заставил покориться даже непоколебимую Венецианскую республику.

Когда Наполеон вернулся в Париж, окруженный ореолом славы, то устроил переворот. Но после 10 лет кровавого террора французской революции парижане готовы были молиться на него.

В 1804 году Наполеон был коронован в Нотр-Дам. На картине Жака-Луи Давида Наполеон забирает корону из рук Папы и сам надевает ее на себя. Затем он повернулся к брату и сказал ему: «Ах, если бы нас сейчас видел отец!».

Как ни странно это звучит, но Наполеон был против воздвижению памятников самому себе. Тем не менее, один все же напоминает о нем: 70 тысяч тонн камня в виде арки, повторяющей арку Тита на Римском форуме. Ее назвали Триумфальной аркой.

В 1809 году Наполеон выбрал проект Триумфальной арки Франсуа Шальгрена. Наполеон решил поставить ее на площади Звезды в конце Елисейских полей.

Конструкция представляла собой простую арку с проходом в 30 метров высотой и 15 метров шириной. В целом сама арка высотой 50 метров и шириной 45 метров была в два раза больше, чем ее римская предшественница.

В основании колонн арки расположены 4 скульптуры, олицетворяющие революцию и наполеоновские войны. Величественная арка, возвышающаяся над знаменитыми парижскими улицами, символизировала власть и славу своего создателя.

Наполеон всего добился сам. Именно такой человек был идеалом революционеров и именно такой характер покорял людей.

К 1812 году Наполеон завоевал почти всю Европу, но затем он откусил кусок, который не смог проглотить: он пошел войной на Россию, и итог нам всем известен. Сопротивление русских, сильные морозы, плохое снабжение и Наполеон был побежден.

После этого он отрекся от престола и был сослан на Эльбу. Но оттуда он бежал, снова захватил власть и правил еще недолгое время, известное как «100 дней Наполеона». После поражения под Ватерлоо его опять отправили в ссылку, на сей раз на остров Святой Елены.

 

Эйфелева башня

Возможно, из-за уважения, которое французы питали к Наполеону, работа над Триумфальной аркой продолжалась и с 1836 года арка уже красовалась как символ Франции, пока ее не затмила странная железная конструкция, больше всего напоминающая скелет.

Триумфальная арка возвышалась над Парижем на протяжении 50 лет, а затем новым символом Франции стал шпиль, поразивший воображение всего мира. В 1889 году в Париже появилось одно из самых известных и оригинальных строений в мире – Эйфелева башня.

После Наполеона Франция пережила еще три революции и перешла от королей и императоров к демократии. В 80-х годах 19 века Франция достигла своего расцвета: империя владела третью Африки, Индокитаем и множеством островов в Карибском море.

Международная выставка в Париже 1889 года была устроена в честь столетия революции, она должна была показать мощь и величие Франции.

Главным экспонатом выставки французское правительство выбрало 300-метровую башню – символ оптимизма и уверенности в завтрашнем дне.

Министр торговли Эдуард Лакруа видел в ней символ прогресса, потому что по его словам человечество неизменно стремится вверх.

На конкурс проектов поступило 100 вариантов, среди которых был и проект от фирмы Гюстава Эйфеля. С 30-х годов 19 века инженеры безуспешно пытались построить нечто подобное.

Эйфель имел репутацию непревзойденного строителя огромных мостов и гигантских конструкций. Его изящный проект с легкостью выиграл конкурс.

Эйфелева башня нравилась далеко не всем: как только проект был обнародован, со всех сторон послышались вопли протеста от художников и интеллигенции. Ее называли уродливой, индустриальной, бесполезной, портящей вид Парижа, в котором было столько прекрасных классических зданий.

Сейчас мы не видим в Эйфелевой башне ничего особенного, но для своего времени она была шоком. Гюстав Эйфель собирался изменить привычный вид не только самой постройки, но и всего вида города. Эта штуковина была предшественницей небоскребов, но мало кто тогда это знал. Точно так же в наши дни людям не нравится стеклянная пирамида перед Лувром. В то время против проекта выступали не обычные граждане, а серьезные писатели и профессиональные архитекторы. Ги де Мопассан говорил: «Я буду там обедать, потому что это единственное место в Париже, откуда не видно этого уродства».

Башня высотой 300 метров была самой высокой конструкцией того времени.

В январе 1887 года взял пробу грунта с Марсова поля на левом берегу Сены. Так он столкнулся с первой проблемой: грунт с берега реки оказался слишком мягким и влажным – серьезное препятствие для строительства башни весом в 7 тысяч тонн.

Эйфель предложил закрепить тяжелую башню с помощью своеобразного якоря. Он использовал огромные металлические ящики, которые называются кессоны. Так что рабочие смогли копать ниже уровня реки и достичь твердого грунта. Основания были расположены таким образом, что колонны оказывали давление на грунт под прямым углом.

При строительстве Эйфель использовал еще одно свое изобретение: в основание каждой колонны был вмонтирован гидравлический поршень, который позволял идеально подогнать составляющие части башни друг к другу.

Теперь Эйфелю оставалось преодолеть одно, но самое важное препятствие – ветер. Его инженерное решение ляжет в основу проектирования всех небоскребов, архитекторы 20 века пойдут по его стопам.

Эйфель был признанным авторитетом в строительстве больших конструкций, но сейчас даже он столкнулся с неизвестным. Он использовал решетчатые металлические листы, которые ослабляли силу ветра. Ему удалось спроектировать башню таким образом, что даже очень сильный ветер не отклоняет ее больше, чем на 13 сантиметров от вертикали.

1 июля 1887 года строительство началось. Огромные отрезки металлоконструкций поднимались и устанавливались на свои места с помощью паровых кранов. Две трети заклепок были поставлены в гнезда еще в мастерских, что сильно ускоряло процесс сборки.

Эйфель просто творил чудеса, когда дело доходило до организации работы, в этом он был настоящим гением.

Такая организация работы принесла свои плоды: в отличие от десятилетий, за которые до этого сооружались памятники, и в отличие от двух веков, в течение которых строился Нотр-Дам, строительство Эйфелевой башни заняло лишь 22 месяца. Для этого понадобилось всего 300 рабочих.

Когда возведение башни было закончено в 1889 году, она стала самым высоким сооружением в мире, побив рекорд пирамиды Хеопса в Гизе. Творение Эйфеля держало рекорд до 1930 года, когда в Нью-Йорке был построен Крайслер-билдинг.

Как это ни удивительно, но Эйфелева башня до дрожи пугала парижан еще несколько лет после постройки. Она демонстрирует стремление Франции к прогрессу, ее архитектурную смелость и то, что страна не застыла в развитии. А сейчас это просто красивая достопримечательность.

21 июня 1889 года Эйфелева башня была открыта. Гюстав Эйфель лично провел экскурсии для многочисленных знаменитостей и членов королевских семей, среди которых были Баффало Билл, персидский шах, сиамский король, принц Уэльский и даже Томас Эдисон. Башня стала главным экспонатом выставки, она привлекла 2 миллиона человек.

Гюстав Эйфель оплатил 80% стоимости строительства, а взамен попросил выплачивать ему определенный процент от сдачи башни в наем. Свои деньги он вернул через год и в конце концов стал очень богатым человеком.

Эйфелева башня символизировала идеальное общество: она сделана из маленьких деталей, которые тесто связаны друг с другом и которые не дают рассыпаться всей конструкции. Так же устроено и общество: все его члены поддерживают друг друга, сообща решают важные для страны вопросы и в итоге продвигают страну вперед.


 

Комментарии:

Наверх