Германские племена. Под знаком креста

16 Мар
2014

Материал является продолжением статьи Германские племена. Мир с римлянами.

Ожидания археолога велики. 1912 года, и он очень хочет заполучить этот странный камень с фермы недалеко от Магдебурга в Центральной Германии. Фермер нашел его 30 лет назад, когда работал в поле, с тех пор он лежал вместо порога в хлеву.

reliefЭксперт сразу понял: это уникальная находка эпохи германских племен эпохи варварских набегов. На камне из Хорнхаузена изображён германский воин с мечом, копьём и щитом. Сегодня древние источники и современная наука могут рассказать нам историю жизни германского воина во времена великого переселения народов.

Назовем его Радульф. Возможно, такой была его история…

«Наш король Хильдерик умер. Теперь он сидит вместе с другими героями рядом с Воданом в Валгалле».

Со всей страны его воины собрались в Турнае в Северной Галлии, чтобы принести присягу его сыну согласно древней традиции.

«Мы назывались франками – отважными. Здесь я снова встретился со многими боевыми товарищами.

Хлодвигу, новому вождю, было всего 16 лет. Теперь он поведет нас на битву. Как прежде его отцу Хельдерику, теперь мы поклялись в верности ему».

 

Сокровища Хильдерика

Король франков Хильдерик умер в 482 году н.э. Его похоронили вместе с любимым конем. Он должен был отвести его в Валгаллу, куда уходят все умершие воины. Над могилой Хильдерика насыпали холм, это не было германским обычаем, это было знаком власти и величия франкского короля.

Дорогие подарки от римлян говорят о том, что Хильдерик был союзником Рима. На его перстне с печатью есть надпись на латыни: «Childerici Regis», что значит король Хильдерик. Это знак власти по римскому образцу.

Перстень, как и другие погребальные подарки, хранятся в музее медали и монет в Париже. Долгое время считали, что этот перстень – подарок Рима в знак признания Римской империи франкского короля.

Прежде всего, это утилитарный предмет, это перстень с печатью. Им пользовались, чтобы скреплять печатью документы. Перстень подтверждает светскую власть Хильдерика на территории Римской империи. Но орнамент на перстне не очень хорошо проработан, так же как и латинская надпись на портрете, так что, возможно, его сделали при германском дворе Хильдерика. В отличие от него другие драгоценности отделали намного богаче и они заметно лучшего качества, очевидно, их сделали где-то в другом месте.

Могила франкского короля Хильдерика была найдена в 1653 году. В результате ограбления в 19 веке большая часть находок была украдена, но благодаря подробным зарисовкам археологов можно реконструировать сокровища Хильдерика.

Оправленные в золото альмандины – красные гранаты – украшают длинный меч короля Хильдерика. Они из Рима. Возможно, это был подарок Рима королю-союзнику, воины которого были нужны империи.

В могиле Хильдерика лежало и типичное оружие франков – франциска, метательный топор, наводивший страх на врагов.

Здесь есть все атрибуты, характеризующие его как успешного военачальника. Под его руководством франки завоевали земли в Римской Галлии. За это Хильдерика подняли на щит и провозгласили королем согласно обычаю германцев.

Говорили, что основателем династии Хильдерика было легендарное существо полубык-получеловек, который жил в Рейне.

Монеты из захоронения свидетельствуют от торговых контактах франков с Римом и Константинополем. Альмандины особенно бросаются в глаза, красные гранаты не были распространены ни в Германии, ни в Римской империи. Откуда взялись экзотические драгоценные камни?

В лаборатории Лувра в Париже исследовали методом рентгеноструктурного анализа. Геофизики определяют геологические метки красных гранатов из могилы. Необходимо определить химический состав: сколько в камнях содержится железа, и сколько алюминия. Их количество и химический состав укажут на происхождение камней.

Геофизики обнаружили, что альмандины родом из Индии, что подтверждает широко разветвленные связи, существовавшие во время раннего Средневековья. К тому времени германские племена уже несколько раз нападали на Рим и разрушили империю. Лишь в Константинополе, столице Восточной империи, еще правили императоры.

 

Битва при Тольбиаке, изменившая ход европейской истории

В 375 году нашей эры на земли германцев напали гунны. Германские племена вторглись в ослабшую империю. С Великим переселением народов закончилась блестящая эпоха величайшей империи древности.

Германские племена начали воевать друг с другом за огромное имперское наследство. Недалеко от Цюльпиха, в древности – Тольбиака, предположительно в 496 году состоялась битва между франками и алеманнами за господство на Рейне, получившая название битва при Тольбиаке.

Об этой битве писал епископ и летописец Грегор из Тура: «Когда обе армии сошлись, началась ужасная кровавая бойня. Хлодвиг был близок к полному поражению».

«Много лет я сражался рядом с моим победоносным королев Хлодвигом. Неужели Водан оставил нас, неужели он был на стороне врагов алеманнов? Кажется, Хлодвиг тоже начал сомневаться в своей воинской удаче».

Как сообщает Грегор, под угрозой поражения Хлодвиг принял исторически важное решение: в то время, как его воины молились к германским богам, он обратился к чужому богу. «Иисус Христос, если ты принесешь мне победу над этими врагами, я поверю в тебя и приму крещение во имя твое. Только спаси меня от рук неприятелей моих!».

Отчаянная атака должна была повернуть ход битвы, его самые верные воины пошли вперед. Это был решающий момент. И действительно, им удалось остановить алеманнов.

Источник эпохи раннего Средневековья сообщает: «И конные, и пешие франки в той битве действовали очень успешно. Он с легкостью бросали вызов смерти, их атаки были быстрыми и бесстрашными. Он не знали трусости!».

«Неожиданно я увидел предводителя алеманнов. Мои товарищи по оружию считали меня лучшим в метании топора. Пусть Водан направит мою франциску в цель!».

Грегор из Тура писал: «Когда алеманны увидели, что их король убит, они сдались Хлодвигу».

«Битва с алеманнами у Тольбиака закончилась победой. Я поблагодарил Водана от всей души, ведь он был нашим богом войны».

Но Хлодвиг отвернулся от него и поблагодарил христианского бога.

В результате битва при Тольбиаке определила не только, кто будет владеть землями на Рейне, Хлодвиг стал первым франкским королем, принявшим христианскую веру. Это решительно изменило ход европейской истории.

Средневековые манускрипты о битве при Тольбиаке говорят о том, что воспоминания о победе Хлодвига были живы на христианском западе еще много веков, потому что одна единственная битва изменила ход европейской истории.

Битва при Тольбиаке была для Хлодвига возможностью оценить, насколько его победа над алеманнами интерпретировалась как поражение Водана, бога войны. Он воспользовался своей властью над германскими племенами и попытался объединить их с галлами и римлянами. В Цюльпихе он принял единоличное решение принять христианство. Все его последующие великие победы стали результатом этой битвы.

Уже в эпоху раннего Средневековья франкский метательный топор был легендой. Древний историк Прокопий пишет: «Когда франки бросили свои топоры и убили множество врагов, остальные бросились бежать».

В каждой могиле франкского воина было это смертельное оружие дальнего действия. Так называемый воин из Моркина тоже был похоронен со всеми предметами, соответствующими его высокому положению. Между зубов у него вложена монета: согласно греко-римской традиции это была плата перевозчику Харону за доставку в мир мертвых. Рядом с покойным лежал и длинный меч. Таков был обычай всех германских племен в 5 веке.

Подобные мечи, принадлежавшие франкам и алеманнам, хранятся в краеведческом музее Штутгарта. По рентгеновским снимкам можно определить, как и из какого материала ковали эти мечи.

Снимки показали, что клинки мечей состоят из нескольких слоев разных металлов. Такой материал называют дамасской сталью. Мечи, сделанные таким способом, были очень высокого качества. Почему германские племена не жалели средств на свои мечи?

Для франков и алеманнов меч был показателем статуса. У них были позолоченные рукоятки, а клинки искусно украшались золотой и серебряной насечкой. Часто им давали имена. Такие мечи подтверждали высокий статус их владельцев, и часто их даже не использовали в битвах.

Меч для германцев был оружием высшего ранга. Только военачальники и самые храбрые воины могли иметь такой меч.

 

Франки под знаком креста

Крест и меч в то время не противоречили друг другу. Хлодвиг стал идеальной фигурой среди христианских королей раннего Средневековья. Его завоевания изменили лицо Европы. Маленькое франкское королевство его отца Хильдерика под его руководством стало крупным европейским государством. Под знаком креста Хлодвиг одерживал победу за победой.

Кафедральный собор в Йорке, Англия. Здесь начался триумфальный поход римлянина, который стал для Хлодвига примером для подражания – Константин.

В 306 году н.э. при поддержке своих войск Константин провозгласил себя императором Рима. Спустя 6 лет он сражался на Мульвийском мосту в Риме за власть в империи. Ему удалось одержать победу в этой судьбоносной битве на Тибре.

После этой битвы в честь Константина возвели триумфальную арку, прославляющую его деяния. Согласно легенде, именно христианский Бог помог ему добиться победы. Перед битвой у него было видение: крест с именем Христа и надписью «Под этим знаком победишь». Константин стал первым императором, принявшим христианство.

С обращения Константина началось триумфальное шествие христианства. Теперь император защищал христиан в своей империи и даровал им свободу вероисповедания. Его наследники сделали христианство государственной религией в Риме. Из Рима новая вера к 5 веку распространилась по всей империи.

Новая религия пришла и в Галлию, где после битвы при Тольбиаке господствовали франки.

«При дворе Хлодвига мы праздновали победу по обычаям наших отцов. Я сидел на почетном месте рядом с королем. Но тут появился нежданный гость: это был Ремигий – римский вельможа и христианский епископ. Я был удивлен: Хлодвиг искал расположение римлянина – христианина. Он попросил меня освободить место рядом с ним».

Хлодвиг понимал, что на завоеванных им землях в Галлии необходимо взаимодействовать с местными влиятельными людьми. Ему нужна была их помощь, чтобы создать сильное государство.

Единый писаный закон также должен был укрепить королевство. Салический закон – его средневековую копию можно найти в монастырской библиотеке Санкт-Галлена в Швейцарии.

Салический закон был продиктован франкскими советниками и записан римлянами, потому что франки были неграмотными.

Не в первый раз германские короли приглашали римлян записать законы их племени. Но кодификация законов готов и бургундов опирается на римское законодательство. В отличие от них Салический закон – чисто германского происхождения.

Уже в предисловии затрагивается характерная германская проблема: кровная месть. Франки договорились, что они прекратят любую кровную месть и превзойдут другие племена благодаря своему писаному закону.

В то время, как другие германские племена интегрировались в римскую империю, франки стали первым крупным племенем, которое решило освободиться и отстаивало свою независимость. Возможно, Салический закон был документальным свидетельством того, что они хотели заявить о своей независимости от Рима. Но в любом случае, Хлодвиг явно показал, что как король он хочет перенять систему Римской империи.

И как король Хлодвиг сам себе предоставил право быть выше любых законов. О том, что Хлодвиг думал о родовых законах франков, Грегор из Тура рассказал в «Легенде о кувшине».

«После успешного похода необходимо было поделить добычу среди воинов согласно древнему обычаю. Теперь епископ Ремигий постоянно был рядом с нашим королем. Когда один из моих старых товарищей хотел выбрать кувшин, Ремигий неожиданно вмешался. Он сказал, что кувшин украден из церкви и потребовал вернуть его церкви. Но мой боевой товарищ не хотел отказываться от своих прав и разрубил кувшин».

Грегор написал о том, что было дальше: «Воин наклонился, а король взял свой топор и убил его. При этом он сказал: «то же, что ты сделал с кувшином». Все были напуганы этим его поступком. Потом Хлодвиг приказал армии возвращаться домой».

В отличие от прежних германских королей, которые были первыми среди равных, Хлодвиг требовал от своих людей безусловного повиновения. Франкский король не только порвал с германской верой, но и выступил против старых германских законов.

Без сомнения, по современным стандартам Хлодвиг был жестоким правителем. По крайней мере, источники описывают его жестоким и вспыльчивым человеком, пример с кувшином ясно это показывает, ведь он убил воина из-за такого пустяка, да еще на глазах у всей армии. Известны и другие случаи, когда он велел убить королей соперников, если не убивал их сам. Он не стеснялся убивать даже своих родственников.

Но это одна сторона картины. С другой стороны он был харизматичным лидером. Военные успехи принесли ему уважение его соотечественников – франков, а также галло-римского населения, и в частности галло-римских епископов, которые видели в нем партнера, по крайней мере после того, как он перешел в христианство.

«Ничто больше не удерживало меня рядом с королем. Я оставил его дружину. Я пограничных землях я попал в руки алеманнов – наших заклятых врагов. На этот раз Водан не помог мне. Я стал пленником алеманнов. Боги были капризны: из господина я превратился в раба.

Я представлял, какая судьба меня ждет в рабстве у алеманнов. Франки обращались со своими пленниками ничуть ни лучше».

В 5 веке в Германии возник новый класс – профессиональные солдаты. Пока они добивались славы и богатства на полях сражений, рабы работали в их поместьях. В основном это были военнопленные, но были еще и захваченные римляне.

«Я работал в поле вместе с моими товарищами, пленные, на хозяина, живущего на холме. Мы работали в поле в долине, а наши хозяева алеманны отдыхали в горах после своих походов».

В отличие от франков, у алеманнов в 5 веке не было крупного государства. Они были изолированы друг от друга географически и жили в горных крепостях.

Спустя несколько сотен лет вершины холмов снова были заселены, на этот раз – средневековыми рыцарями.

«После целого дня тяжелой работы вечером мы голодными вернулись на холм – мои римский товарищи по несчастью и я. Нам повезло, что не все алеменны видели в нас только рабов: она девушка пожалела нас и дала нам пить. Ее звали Фрида. Потом произошло нечто странное: молодая алеманнская девушка тайком передала одному из моих товарищей пленников кольцо с крестом. Его звали Вит».

Источники сообщают, что часто именно римские пленники распространяли христианскую веру среди германцев. Христианство было особенно популярно среди германских женщин. Потом они передали эту веру своим детям.

Алеманны и франки во многом были очень похожи.

 

Христианские мотивы у германцев

В 2001 году на юге Германии недалеко от Троссингена нашли лиру 6 века. Она хорошо сохранилась. Это настоящая археологическая сенсация!

На инструменте есть явные признаки износа – очевидно, на ней много играли. Игра на лире была обязательной частью германских пиров, когда воины сидели все вместе, пили и пели песни. Их мог исполнять сам хозяин дома. Есть рассказы о том, как это делали короли, а также кто-нибудь из их дружины.

В песнях восхваляли королей, часто рассказывали героические поэмы или предания вроде тех, которые известны нам из средних веков по песне о Нибелунгах,и которые были созданы в 5-6 веках. Германцы были сообществом воинов, и воины прославляли друг друга в этих песнях, игра на лире очень хорошо сюда вписывается.

Резной рисунок на этой лире уникален. Обычно германцы не изображали в своих рисунках людей. Любая деталь, даже самая мелкая, очень важна для археологов. Что здесь можно увидеть? Это дружины боевого вождя или павшие воины в валгалле с Воданом?

Расположение рисунка, копье в середине и две группы по 6 воинов справа и слева говорят о том, что образец был заимствован из средиземноморского региона. На саркофагах времен раннего Средневековья изображали Христа среди апостолов – по шесть с каждой стороны. Вместо Христа мог быть крест, и два главных апостола – Петр и Павел держат этот крест. Это очень похоже на то, что найдено в Троссингене: копье – это символ закона и власти, и два воина впереди держат это копье. вполне возможно, что христианский образец, например, Христос среди апостолов, использовали германцы, изображая вождя с его дружиной.

Христианские мотивы были в моде у германской аристократии, и их часто копировали. Однако, религиозный смысл обычно убирали, многие германцы были по-прежнему преданы своим старым богам.

«Несмотря на тяжелую работу, нам давали очень мало еды, но Фрида снова помогла нам. Когда я хотел есть, я брал еду, я всегда так делал. Но Вит сказал, что истинный Бог требует, чтобы мы думали не только о себе, он говорил о братской любви. Он рассказал, что в Библии написано о том, что все люди браться, голодного нужно накормить, больного вылечить, а пленных навещать. Это было совсем непохоже на рассказы Хлодвига о христианском боге, который принес ему победу».

 

Сближение двух культур

Пятый век был эпохой беспорядков и кризиса. Многие думали, что старые боги больше не могут им помочь. Любовь к ближнему, сострадание и перспективы спасения в Раю – все эти обещания были обращены к низшим слоям общества. Несмотря на то, что даже отцы Церкви, такие как Августин, долгое время относились терпимо и даже оправдывали такое зло, как рабство.

«Вит говорил, что никогда нельзя терять надежду. Пришла Фрида и объяснила нам, что сейчас удобный момент, и мы должны попытаться бежать. После долгих тайных разговоров Виту удалось убедить ее перейти в христианскую веру. Вит оказался прав: не было нужны убивать стражника. Я оставил его в живых по просьбе моих осовободителей.

Когда наши пути разошлись, Вит дал мне кольцо – символ его братьев-христиан. Теперь я мог попросить христианина о помощи, где бы я не оказался».

Германцы украшали христианские символы своими языческими знаками – изображением Солнца. Это свидетельствует о сближении двух культур. Археологи постоянно находили позолоченные кресты в алеманнских могилах, датируемых 5 веком. Но были ли эти умершие германцы христианами? Кто решил положить эти кресты в их могилы?

Поначалу в основном члены продвинутых высших классов в дополнение к обычному погребальному снаряжению воинов или украшениям женщин стали класть в могилы и христианские атрибуты – так сказать, в качестве страховки: чтобы все боги были довольны, потому что они не знали, какая вера сможет исполнить то, что обещает.

Когда в более поздние времена могилы были разграблены, воры оставили лишь кресты, сделанные из дорогого листового золота, опасаясь гнева нового Бога.

«Я поблагодарил Вита за все, что он для меня сделал. Жизнь в неволе у алеманнов и его забота обо мне очень изменили меня. Теперь для меня началась новая жизнь. Я навсегда отрекся от германских богов, сил грома, войны и смерти. Теперь я хотел жить как христианин.

Когда я вернулся в страну франков, мне сказали, что Хлодвиг собирается креститься, и вместе с ним его франкские воины. И я отправился в Civitas Remorum».

 

Начало христианского Запада

Приблизительно в 496 году три тысячи франков крестились в христианство вместе со своим королем Хлодвигом в церкви города Civitas Remorum – современном Реймсе. Переход в новую веру положил начало христианского Запада.

Грегор из Тура описал обряд крещения, проведенный епископом Ремигием: «Ты из рода франков, склони голову, поклонись тому, что ты сжег, и сожги то, чему ты поклонялся. Ты веруешь в Господа нашего, Всевышнего Отца? Верую, ответил король. И Ремигий окрестил его во имя Отца, и Сына, и Святого духа».

Археологи искали историческое место крещения под собором в Реймсе. Здесь остался фундамент франкской церкви 5 века. Позднее на нем построили собор.

Долгое время археологи считали, что это единственное, что сохранилось со времен Хлодвига. Но в 1990-х годах они сделали совершенно неожиданное открытие: они нашли купель для крещения эпохи переселения народов. Вполне можно предположить, что здесь крестились Хлодвиг и его воины.

Обращение Хлодвига в христианство обеспечило ему поддержку епископов, которые в то время были важными фигурами в обществе. В то время люди не верили, что они хозяева своей судьбы: их судьбы были в руках богов, а истинным богом был тот, кто сильнее всех и может принести победу. Именно это случилось в битве при Тольбиаке. Для Хлодвига отказ от старых богов был рискованным шагом: в жилах германских королей текла кровь их богов, в сущности он был членом божественной семью. Отказываясь от этих богов, он рисковал потерять доверие своих людей. Вот почему Хлодвиг так долго колебался и окрестился лишь тогда, когда многие воины согласились последовать его примеру.

Собор в Реймсе является символом рождения христианской Европы. Несколько рельефов над северным порталом запечатлели это историческое событие. В галерее королей последователи Хлодвига, который отказался от языческих богов, изображены как свидетели его крещения.

Сразу после крещения Хлодвига миропомазали на королевский престол. По понятиям того времени теперь он стал королем милостью Божьей. Об этом событии напоминает ковчег, на нем изображено это легендарное событие.

Рассказывают, что масло для помазанья принесла голубка в фиале, который не иссякал. Впоследствии все французские короли были миропомазаны этим святым маслом.

«После нашего крещенья я хотел стать монахом, всю жизнь посвятить служению истинному Богу и нести его послание людям. Я долго и терпеливо учился пользоваться пером и чернилами, это занятие очень непривычно для нас, франков. А еще я должен был научиться читать. Когда я познакомился с библией и учением Церкви, епископ Ремигий велел мне идти странствовать, именно так, как написано в библии: ступай в мир и расскажи всем о моем учении».

Даже после крещения Хлодвига поначалу христианство очень медленно распространялось среди франкского сельского населения. Многие германцы не видели причин отказываться от богов, в которых их предки верили много веков.

После перехода Хлодвига в христианство франкские вожди стали насаждать новую веру на своих владениях и словом, и оружием. Более поздние источники сообщают, что в то время священные деревья германцев попросту спиливали. Церковь редко отличалась сдержанностью, несмотря на то, что говорил Папа Григорий Великий: «Ни при каких обстоятельствах не следует уничтожать ложные святыни». Нет, люди должны сердцем отказаться от ложной веры, а потом пойти в прежние святилища и там молиться истинному Богу.

Христианство стало особенно популярным среди бедняков. Единственными, кто по-прежнему хоронил усопших в соответствии со старыми обычаями, были консервативные представители высшего класса. Простое население хоронило своих близких без погребальных принадлежностей рядом с церквями, под защитой христианской Церкви. Не в последнюю очередь их побуждали к этому экономические причины, потому что было явно дешевле прочитать заупокойную молитву по усопшим, чем класть с ними в могилу материальные ценности, ведь из-за этого много драгоценных металлов, дорогого оружия и других предметов изымалось из оборота.

Все реже и реже в германских могилах попадаются языческие золотые украшения.

 

Германские племена – связующее звено между Древним миром и Средними веками

В то время, как континент становился христианским, земля англосаксов хранила верность германским богам. Лишь в 7 веке римлянин Павлиний попытался обратить в христианство королей и принцев англов и саксов.

Хроники Павлиния рассказывают не только о его деяниях при дворе в Еверинге, там дается подробное описание ландшафта, окружающего королевскую резиденцию.

Благодаря этому описанию в 1950-х годах археологи смогли обнаружить этот комплекс с воздуха. Во время раскопок их внимание привлекли необычные следы в земле. Хотя столбовые ямы были типичными для германских зданий, их расположение было уникальным.

Одному из британских археологов Брайану Хоуп-Тейлору удалось разгадать секрет Еверинга.

Теперь оригинальные планы раскопок археолога хранятся в архиве Эдинбурга. Брайану Хоуп-Тейлор тщательно измерил и задокументировал остатки уникального строения. Результатом его исследований стали эскизы реконструкции.

На площади для проведения тинга в Еверинге стоял помост – необычная комбинация римского театра и германского святилища. Возможно, этот помост-театр построили для миссионера Павлиния

Письменные источники сообщают, что он 36 дней проповедовал пред англосаксами, пока король Эдвин не принял крещение.

Удалось реконструировать не только место проведения тинга, но и всю королевскую резиденцию. В центре комплекса располагался большой зал, здесь проходили собрания, приемы и пиры. Сразу за дверью был скотный двор, чтобы угощать гостей на королевских банкетах, а также приносить жертвы богам.

Недалеко от тинга нашли очень много бычьих черепов. Возможно, это остатки от языческих жертвоприношений. Павлиний перестроил этот храм в христианскую церковь.

«Нашему королю Хлодвигу пришлось набраться терпения, прежде чем короли Европы признали его христианских правителем. Но, наконец, в базилику в Туре приехали послы Восточной Римской империи. Наконец-то Хлодвиг добился своей цели!».

Грегор из Тура описывает это памятное событие 508 года н.э.: «Хлодвиг получил от императора Восточной империи титул консула, это произошло в церкви Святого Мартина. Его голову украсили диадемой и нарядили в пурпурные одежды. С этого дня к нему обращались консул или Август, т.е. священный».

Получив символы власти от Восточной Римской империи, Хлодвиг узаконил свое право. Во Франции появилось много разных легенд о первом христианском короле франков.

В музее Сан-Реми в Реймсе, городе, где короновали французских королей, история Хлодвига изображена на великолепных гобеленах 16 века.

Бывший языческий вождь франков воспевается как распространитель христианских идей и превозносится как гений Франции.

Французы считают короля Хлодвига основателем их монархии. На одном из гобеленов он изображен в битве при Тольбиаке воином в средневековых доспехах.

Обращение Хлодвига в христианство нашло отражение в легенде о жабах и лилиях. На гобелене, который изображает крещение Хлодвига, мы видим очень важный мотив из геральдической символики французских королей. На тунике, которая была на Хлодвиге во время битвы при Тольбиаке, изображены жабы. Это придумали монахи в Средние века, так они хотели представить воплощение зла, которое несло язычество.

В той битве Хлодвиг победил. И когда впоследствии он обратился в христианство, жабы чудесным образом превратились в прекрасные лилии. Так лилии стали символом франкского королевства.

Хлодвиг был первым королем франков, которого похоронили в церкви. Его саркофаг теперь стоит рядом с могилами более 150 французских королей и королев в базилике Сен-Дени в Париже.

Это крупнейшая коллекция надгробных памятников в мире. Здесь похоронены почти все коронованные персоны Франции из династии Меровингов, Каролингов, Капетингов и Бурбонов.

Французские средневековые летописцы называли базилику Сен-Дени некрополем королей.

Спустя 100 лет после смерти Хлодвига Грегор из Тура подвел итог его правлению: «Он убил королей соперников и обратил их людей, а с миролюбивыми соседями он подружился. Свое государство он оставил сильным и благополучным».

Но Грегор ничего не говорит о том, сколько крови пришлось пролить ради этого процветания.

«Я хочу и дальше идти дорогой истинной веры. Возможно, когда-нибудь этот мир станет лучше».

В последующее время культура франкских воинов тесно переплелась с римско-христианской цивилизацией. Эта связь характеризует все Средние века.

Через 300 лет после Хлодвига короля франков Карла Великого прославляли как «отца Европы». При нем то, что начал Хлодвиг, достигло вершины: франки стали править во многих частях Европы, они сыграли важную роль в развитии Западной Европы.

Германские племена – связующее звено между Древним миром и Средними веками, но вскоре все забыли, что без них история могла быть совсем другой.


 

Комментарии:

Наверх