Цивилизация майя

14 Ноя
2013

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами.

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла: шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

 

Код майя

869 год нашей эры, джунгли Гватемалы. Майя испытывают острую нехватку продовольствия и воды, тысячи людей голодают. Эпидемия и дистрофия косят население. Божественный правитель не в силах умилостивить богов.

Начинаются беспорядки, города государства пустеют. Древняя цивилизация майя терпит крах. Люди оставляют города, правители становятся не нужны. Классический период в истории майя заканчивается. Что же произошло?

Ученые до сих пор теряются в догадках. Известно только, что люди ушли. Но вот вопрос: почему?

Возможно, ответ кроется в загадочных иероглифах, так называемом коде майя. Майя записывали информацию с помощью замысловатых причудливых иероглифов. Они были единственный на американском континенте народом, имевшем развитую систему письменности.

Сегодня мы знаем, что эти символы повествую о войнах, великих правителях, о взлете и падении загадочной культуры.

Долгое время археологи считали, что четыре десятка городов-государств древних майя жили в мире и согласии. Они торговали между собой, но ни у одного правителя не было имперских амбиций распространить свою власть за пределы собственной территории.

Но за последние полвека стало ясно, что ученые заблуждались. Эти иероглифы, остатки письменного наследия майя, рисуют совершенно иную картину: наивные преставления 60-х годов прошлого века о миролюбии майя остались в прошлом.

Между городами-государствами шла война не на жизнь, а на смерть. Кровавые войны и человеческие жертвоприношения играли в жизни майя ключевую роль.

 

Начало цивилизации майя

Однако, система самостоятельных городов-государств возникла не за один день. Как народ майя появились примерно за 2 тысячи лет до н.э.

К 5 веку до н.э. численность майя возросла настолько, что их территория охватывала значительную часть Центральной Америки. А в государства с суверенными правителями они оформились к середине 3 века нашей эры.

Между правителями шло постоянно соперничество, перераставшее в войны. Народ верил в то, что правители ведут войны по велению богов. Правители майя были обычными людьми, но для народа они были божественными существами.

Такая вера требовала покорности и кровавых жертв. Народ плати богам дань кровью. Это не значит, что они не ценили жизнь, напротив: кровь и жизнь человека были самым ценным, что можно было предложить в жертву богам, чтобы оплатить долг за то, что боги создали человека.

В основе их идеологии лежали человеческие жертвоприношения: города вступали в союзы, нападали на соседей во славу богов, чтобы выжить.

В отличие от Рима, у майя была не единая империя, а множество государств-соперников.

К 3 веку н.э. цивилизация майя достигла расцвета. Ни одно государство не имело явного превосходства, но одно все-таки выделялось из прочих: это был Тикаль.

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием Калакмуль.

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты. Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

 

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль.

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: Храм Великого Ягуара.

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя: предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота, не было орудий из металла.

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой. Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя», и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад, в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником, Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: Эль Перу на запада и Наранхо на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаляхрама IV. Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

 

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

611 год н.э. Город Паленке на окраине цивилизации Майя находится в критическом положении: он из последних сил сопротивляется могущественному соседу – Калакмулю. Но силы не равны: правитель гибнет, не о ставив наследника мужского пола.

Майя считали своих правителей богами. И если династия прерывалась, как правило, наступал крах.

Но именно в такой ситуации в Паленке начинается самое грандиозное строительство в истории майя. И вплоть до середины 20 века никто не знал имени этого правителя.

В 1949 году ответ на этот вопрос нашел археолог Альберто Рус Луилье в 25 метровой пирамиде — Храме надписей.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками. Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита, такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого.

 

Пакаль Великий

Пакаль взошел на трон в 615 году, когда Паленке переживал кризис. Прямого наследника не было, и старейшины Паленке нашли правителя в соседнем государстве в лице царевны Иш-Сак-Кук. Она прибыла в Паленке с сыном-подростком по имени Пакаль.

Будущее Паленке оказалось в руках мальчика, коронованного матерью. Ему было всего 12 лет отроду. Фактически, более 10 лет до его совершеннолетия страной правила она.

Достигнув совершеннолетия, Пакаль озаботился обоснованием легитимности своей власти. он провозгласил мать воплощением первой Матери – создательницы всех людей и богов. Звание сына богини снимало любые вопросы о его законности.

Не будучи прямым наследником, добиться успеха он мог только благодаря решительности. Как говорится, из грязи в князи.

Ради самоутверждения ему приходилось играть на публику, и он приступил к осуществлению грандиозных проектов. Возник новый архитектурный стиль.

Подтверждая законность прав на трон, он начал возрождение страны с бурного строительства. Прежде всего он повелел перестроить и расширить свой дворец на центральной площади Паленке.

Дворец в 6 с половиной тысяч квадратных метров представлял собой лабиринт галерей, залов, лестниц, двориков и коридоров.

По началу архитекторы Пакале как обычно применяли так называемую ступенчатую кладку для поддержки сводов. Незамысловатое решение: каменные блоки укладывались слоями с небольшим уступом. Внутренне пространство имело форму перевернутой латинской буквы V с замковым камнем наверху.

Однако, ступенчатая кладка была несовершенна: внутреннее помещение получалось тесным и темным, стены в таких зданиях получались толще, чем внутреннее помещение.

Воодушевленные идеями правителя, инженеры Пакаля стали искать другое решение. В Паленке придумали, как уменьшить вес здания. Верхнюю часть стали строить в виде пчелиных сот. Пролеты стали шире, а помещения – просторнее и светлее.

Это позволило уменьшить нагрузку на стены, здания майя стали легче и изящнее, чем прежде. Строители Паленке стали лучшими мастерами своего дела в Новом свете.

Но лишь под конец правления Пакаль приступил к строительству самого сложного и вычурного сооружения в истории майя – Храма надписей.

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы. Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля.

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался. Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

 

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам.

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу. Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.

Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца.

 

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.

Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля. Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении, пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку -  1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует золотому сечению.

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом Парфеноне. Ее изучал Леонардо да Винчи: есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах Моны Лизы.

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать квадратный корень. В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

 

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Другое название ПаленкеЛакам-ха, что означает «большая вода». Через Паленке протекают 4 реки, десятки ручьев и бесчисленные родники.

Обилие воды не всегда благо. Паленке окружен горами. Ручьи и реки вымывали грунт, образуя овраги. Земли, пригодной под строительство, оставалось мало.

В Паленке требовалось не создавать запасы воды, как в других городах, а избавиться от излишка. Строители города сумели повернуть течение рек в систему канализации. Вода уходила под землю, а поверхность становилась пригодной для обработки. Туннели выхожены из известняка старым, проверенным еще в Египте и Греции способом ступенчатой кладки.

Арочные своды были чрезвычайно прочными, они свободно выдерживали вес гигантской мощенной площади наверху.

Люди ходили посуху, а вода отводилась за пределы города.

Но больше всего поражает, что инженеры майя, похоже, знали о гидравлическом давлении. Они строили водопроводы по пересеченной местности, и вода в них нередко текла вверх. Непосредственно в здания вода подавалась по трубам меньшего диаметра. В узких трубах гидравлическое давление нарастало, и вода в домах Паленке, как в римских фонтанах, била струей.

У них были ванны, бассейны, акведуки не хуже римской системы акведуков. Кроме майя до прихода испанцев гидравлическое давление в Америке не использовал никто.

 

Что случилось с майя?

Кан-Балам и его отец Пакаль правили Паленке почти 100 лет. Инженерное искусство при них стремительно развивалось.

Будущее города казалось безоблачным. Но период расцвета близился к концу. В мире майя произошло нечто, от чего классические города-государства опустели.

К 8 веку н.э. Паленке, Тикаль и другие города-государства майя изменили облик Центральной Америки. Пирамиды, города и роскошные дворцы свидетельствовали о славе великих правителей.

В вдруг… Города один за другим стали приходить в упадок. Камнерезы перестали высекать иероглифы, правители возводить величественные сооружения. Наступил закат цивилизации майя.

Нельзя сказать, что майя исчезли в один день: одно государство терпело крах сегодня, другое – через 10 лет и так далее.

Единого мнения относительно причин падения культуры майя нет. Одно из объяснений – это общество исчерпало резервы.

Никто точно не знает, что привело к краху. Но большинство ученых склоняется к мысли, что цивилизацию майя уничтожила экологическая катастрофа. Земля перестала давать урожай, нехватка продовольствия и чистой воды стали причиной голода и эпидемий. Майя перестали верить, что их правители боги. Жизнь шла под откос, а правители не могли остановить падение. Постепенно народ стал «голосовать» ногами: люди уходили из прекрасных городов навсегда.

Никаких массовых захоронений… Они не погибли. Куда же делись миллионы майя?

А куда им оставалось идти? Только на север, больше некуда. Города на юге умирали, это самое подходящее слово: они уходили в забвение, в них не возвращались.

 

Белые дороги майя

Но на Юкатане было много других городов, они не просто кое-как существовали, а бурно развивались.

Их росту способствовало развитие сети так называемых Сакбес – белых дорог. Сакбес не были обычными дорогами, они демонстрировали мощь союзных государств, достаточно богатых, чтобы построить великолепную дорогу между царствами.

Протяженностью до 100 километров, эти дороги были чудом инженерной мысли. Сначала выкладывали бордюр из каменных блоков, затем промежуток между ними засыпали гравием и щебнем, после чего заливали раствором, и наконец, штукатурили и выравнивали поверхность.

На полуострове Юкатан Сабес проложены по сильно пересеченной местности и при этом абсолютно прямые. Проложить 100 километров дороги, не отклонившись ни на градус – хотелось бы знать, какими они пользовались инструментами.

Система дорог способствовала возрождению торговли на севере. У тех, кто больше не мог жить на юге, появился шанс начать новую жизнь в городе-государстве под названием Чичен-Ица.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

 

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь, астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир. Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.

Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие.

В верхней части сохранились три проема. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря: ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира.

Солнечный год майя состоял из 365 дней. Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

 

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг: он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета.

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал Эль-Кастильо, или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней. Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога Кукулькана, «Оперенного змея».

Майя умели определять равноденствие – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор: храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке, которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.

Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны.

 

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела.

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены. Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись конкистадорам.

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у ацтеков взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания.

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни. За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Диего де Ланда прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады.

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя, полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия.

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Как они могли сохраниться в жарком и влажном климате на протяжении полутора тысяч лет, несмотря на войны и прочие перипетии? Это еще одна тайна в загадочной истории культуры майя.

 

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и Университет Нью-Гэмпшира с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается: до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между Гондурасом и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя. Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя.


 

Комментарии:

Наверх