Архитектура итальянского Возрождения

15 Дек
2013

Темным временам Средневековья пришел конец. Тучи «черной смерти» рассеялись, и свет Возрождения озарил Италию. Неистощимым источником новых идей стал один из величайших умов в истории. Филиппо Брунеллески был гениальным человеком. Ему принадлежат одни из величайших изобретений и творений архитектуры. В эту эпоху возрождалось античное наследие, ни один другой период в истории не порождал столько гениев.

Но гениальным архитекторам тех времен приходилось бороться со стихийными бедствиями, церковными догмами и друг с другом. Это была эпоха архитекторов, которые доказывали, что нет ничего невозможного.

 

Подъем и упадок Сиены

476 год н.э. Великая Римская империя пала. Не стало императоров, некогда правивших этими землями, и Западная Европа раскололась. Веками здесь правили германские правители, называвшие свои владения Священной Римской империей.

Но к 12 веку в Италии образовалось множество республик, они жаждали восстановить былую славу Рима. Им предстояло вдохнуть новую жизнь в культуру Западной Европы.

Итальянское Возрождение, оно поражает своей прогрессивностью и красотой, оно оказало огромное влияние на мировую культуру. Это эпоха изобретений и новшеств, эпоха да Винчи, Коперника, Гутенберга. Именно в этот период безвестные мастера, ремесленники, строители становятся знаменитыми художниками и архитекторами.

В 12-13 веках Италия начинает возрождаться. На полуострове вновь воцаряется стабильность во многом благодаря Священной Римской империи. Устанавливается феодализм, и города возрождаются.

В итальянских городах появляется новый тип правителей, ими становятся торговцы. Они не принадлежали к традиционной аристократии, благодаря этому в 13 веке жизнь в городах значительно оживилась.

Династии вроде Медичи перешли от управления предприятиями и банками к управлению городами. Богатство приносило власть, а символами статуса стали искусство и архитектура.

Небольшие городки разрастались, стараясь сохранить свою независимость и перещеголять соседей своей пышностью.

Оплотом Возрождения были города: развитие архитектуры, искусства, литературы, создание новых изобретений – все это происходило в городах.

Одним из самых влиятельных городов-государств была республика, расположенная на важном торговом пути между Францией и РимомСиена.

Ежегодно на Пьяцца-дель-Кампо по средневековому обычаю проводят скачки Палио: за полторы минуты надо успеть трижды обогнуть эту площадь. Лошади проносятся мимо изумительного фонтана Гайя 15 века, созданного Якопо делла Кверча. Современные люди привыкли к тому, что из кранов в их доме течет вода, а раньше жителям Сиены источником воды служил этот фонтан. Чем богаче становился город, тем больше становилось в нем жителей и тем больше им требовалось воды.

Снабдить город достаточным количеством воды было весьма непросто. Неподалеку от Сиены нет ни одной реки, жителям пришлось отыскать другие источники воды, поэтому они построили систему подземных тоннелей.

Система подземных тоннелей, называвшихся Боттини, давала доступ к подземным ключам и почвенным водам. Постепенно вода просачивалась в эти узкие тоннели и накапливалась в резервуарах.

Но строительство Боттини было нелегкой задачей. С помощью кирок, молотков и зубил каменотесы пробивали проходы в скале, работая в темноте, тесноте и пыли.

Боттини могли тянуться на километры, а строителям надо было понимать, в каком направлении копать, поэтому временами они пробивали наружу отверстия, называемые «окки» — «глаза», это давало строителям представление о том, где они находятся и при необходимости позволяло изменять направление Боттини.

По системе этих тоннелей вода расходилась по всему городу и поступала в фонтаны на самых оживленных улицах Сиены вроде фонтана Гайя.

Дно тоннелей должно было понижаться под совсем небольшим углом, менее одного градуса: при большем наклоне вода просто переполнила бы систему. Для измерения наклона инженеры использовали инструмент, представляющий собой маятник: к палке на веревке подвешен камень. Как бы вы не наклонили палку, веревка сохранит вертикальное положение по отношению к наклону палки. Таким образом, вода будет течь медленно и равномерно и наполнять фонтан Гайя.

К 1345 году под Сиеной протянулось более 16 километров тоннелей. Город продолжал расти и процветать. Чем больше было воды, тем больше людей могло поселиться в Сиене, и тем сильнее она разрасталась. Вскоре в сферу ее влияния попала большая часть Южной Тосканы. Подобное процветание и рост территорий Сиены обеспокоили ее соседей.

Флоренция и Сиена были важнейшими республиками Тосканы, они конкурировали во всех областях: экономике, политике, искусстве. В 13 веке город-государство Сиена по всем трем параметрам обогнал Флоренцию.

Обе республики шли вровень, пока в 1260 году в битве при Монтаперти Сиена не нанесла сокрушительное поражение Флоренции. Но позору Флоренции не суждено было длиться долго.

Благодаря системе водоснабжения Сиена процветала, но тут на город обрушилось одно из величайших бедствий в истории: в 1347 году разразилась эпидемия чумы. Как писал Джованни Боккаччо, «черная смерть» убивала так быстро, что вы завтракали с друзьями, а обедали с предками на небесах.

По скромным подсчетам за считанные месяцы Сиена лишилась более 60% населения. После этой эпидемии Сиена так больше никогда не смогла достичь былого величия. «Черная смерть» означала конец Сиены как влиятельного государства. С этого момента начинается подъем Флоренции.

 

Филиппо Брунеллески и купол Флорентийского собора

Сиена пришла в упадок, теперь ее место на международной арене смогла занять Флоренция. Ее путь к влиянию и славе увенчан созданием одного из удивительнейших зданий в истории, строительство которого казалось немыслимым.

В 13-14 веках города стали играть главную роль в жизни Италии, и первой среди них была Флоренция. Ее правители купались в роскоши. Здесь зарождается концепция о неограниченном потенциале человека: это революционное учение гуманизм.

Гуманизм – это прежде всего интерес к античности. Древние руины Италии свидетельствуют о том, каких высот удалось достичь человеку в античные времена. Это были готовые архитектурные образцы, подражая им, можно было построить нечто действительно выдающееся.

Но когда в 1347 году разразилась «черная смерть», она не миновала и Флоренцию: погибла почти половина жителей города. Потребовалось более полувека, чтобы оправиться от такого удара. Но возрождение получилось поистине грандиозным: то была эпоха Ренессанса, что и означает Возрождение.

Правящая элита Тосканы стала тратить свои сказочные богатства на осуществление монументальных архитектурных проектов. Те, кому удалось остаться в живых после эпидемии, хотят наслаждаться жизнью, хотят полностью ощутить вкус жизни, придать ей определенный смысл.

Флорентийская династия Медичи, одна из богатейших семей Италии, начала возрождать свой город к былой славе, превращая его в Новые Афины. Правители стали меценатами, они использовали художников и архитекторов для собственного прославления.

Апогеем их усилий стал собор в центре Флоренции. Они хотели создать нечто, невиданное доселе, это была основная идея строительства.

Санта-Мария-дель-Фьоре, известный также как Флорентийский собор, или Дуомо. В 13 веке началось строительство по проекту Арнольфо ди Камбио, однако он не дожил до его завершения.

Арнольфо спроектировал купол для этого собора, но из-за его смерти храм десятилетиями оставался без купола. В 15 веке за его возведение взялся гениальный Филиппо Брунеллески, который не только осуществил этот монументальный проект, но и изменил само представление об архитектуре.

Родители Брунеллески полагали, что он пойдет по стопам своего отца и станет правительственным чиновником. Но Брунеллески увлекся искусством и выучился на ювелира. Только в 30-летнем возрасте он сменил поле деятельности и стал архитектором.

Брунеллески был бунтарем: его отец был нотариусом, а он хотел изучать скульптуры. В 20 с небольшим Брунеллески был уже неплохим ювелиром. В 1401 году был объявлен конкурс на лучший проект дверей Флорентийского баптистерия. В финал конкурса вышли всего двое: Брунеллески и уже знаменитый к тому времени Лоренцо Гиберти. Проект Брунеллески был хорош, но он все же проиграл конкурс Гиберти. Опозоренный Брунеллески покидает Флоренцию.

Брунеллески отправился в Рим изучать античное искусство. Там он почти 20 лет занимается изучением величайших строений античности.

В эпоху Возрождения возрастает интерес к Древнему Риму, в том числе к архитектуре, восстанавливаются технологии древнеримского строительства.

Одно из зданий произвело на Брунеллески особое впечатление – римский Пантеон. Как римлянам удалось возвести его обширный купол? За два десятилетия Брунеллески тщательно обследовал каждый сантиметр купола диаметром свыше 43 м, пытаясь разгадать секрет его постройки. Когда Брунеллески вернулся во Флоренцию, он, возможно, уже овладел этим секретом.

Брунеллески вернулся во Флоренцию как раз вовремя: был объявлен конкурс на проект купола Флорентийского собора. По завершении строительства ему предстояло стать крупнейшим из христианских храмов.

Это был один из самых грандиозных проектов за всю историю Италии. Размеры собора должны были продемонстрировать всему миру величие Флоренции. Но размах проекта стал большой проблемой.

Брунеллески предложил столь новаторский проект, что архитектора подняли на смех: он спроектировал купол без традиционных арочных контрфорсов, деревянных кружал и массивных лесов. Большинство окружающих решили, что Брунеллески сошел с ума, но вскоре они поняли, что никто другой не сможет осуществить этот проект и прислушались к его словам.
Брунеллески удалось убедить членов Совета в собственной правоте. Однако, его победа была омрачена одним пренеприятным обстоятельством: вместе с ним руководил проектом его конкурент Лоренцо Гиберти.

Наперекор сомнениям окружающих в успехе, Брунеллески удалось не только возвести купол, но и низвергнуть своего соперника.

7 августа 1420 года началось строительство купола. Брунеллески возвел не один купол, а два: один внутри другого. Посетители собора могут любоваться изумительной росписью внутреннего купола. Внешний купол имеет более практическое предназначение: он не только защищает внутренний купол от непогоды, но и делает все сооружение более внушительным и величественным.

В качестве каркаса восьмиугольного купола служат угловые ребра из мрамора. Они соединены перпендикулярными стяжками в форме колец.

Но Брунеллески предстояло решить еще одну проблему: как поднять тонны строительных материалов на высоту более 60 м?

Он придумал особый подъемник. Валы вращали рычаг, соединенный с вертикальным валом, соединенным с лебедкой. Гениальным вкладом Брунеллески было изобретение переключателя, изменявшего направление движения лебедки. Это означало, что валов не надо было выпрягать и разворачивать, они продолжали двигаться в одном направлении, что значительно экономило время. За время строительства этот механизм поднял свыше 30 тысяч тонн грузов.

Но строительные материалы требовалось не только поднимать, но и перемещать по горизонтали, устанавливая на место. Для решения это задачи Брунеллески придумал новый подъемник, по-итальянски называющийся «кастелло».

Эта конструкция напоминала виселицу: поперечная балка, соединенная с системой противовесов, позволяла строителям помещать груз точно на предназначенное место.

Механизмы, придуманные Брунеллески, сделали возможным строительство купола, однако они не могли помочь в решении основной задачи: возведении столь массивного купола без внутренней опоры – кружал. Брунеллески предстояло придумать, как предотвратить обрушение купола.

Они приложил к этому все свое воображение и провел множество сложных расчетов. Ему пришлось укладывать кирпичи таким образом, чтобы кладка не рассыпалась. В результате появилась на свет гениальная техника кирпичной кладки. Брунеллески применил кладку в форме рыбьего хребта, использовавшуюся в Древнем Риме в декоративных целях. Вертикальный кирпич с двух сторон подперт горизонтальными кирпичами, таким образом, нагрузка распределяется по горизонтали и вертикали. Роль кладки в форме рыбьего хребта заключается в распределении по горизонтали чрезмерной вертикальной нагрузки, которая могла вызвать обрушение купола.

Чтобы не дать кладке осыпаться наружу и воспрепятствовать деформации купола, Брунеллески предусмотрел по периметру купола несколько кольцевых стяжек. Пять кольцевых стяжек располагались через равные промежутки, чтобы дополнительно усилить конструкцию.

Все это время Брунеллески приходилось руководить проектов совместно со своим конкурентом Гиберти. Теперь же он нашел способ избавиться от ненавистного соперника.

В августе 1423 года Брунеллески заболевает. Гиберти принимает руководство укладкой стяжек на себя. Как только это происходит, Брунеллески чудесным образом выздоравливает. Он проверяет качество работы Гиберти и критикует его, заявляя, что все придется переделывать заново. Авторитет Гиберти пошатнулся, и Брунеллески был назначен пожизненным руководителем проекта.

30 августа 1436 года после 16 лет строительства купол был завершен.

 

Концепция перспективы и зарождение бумажной архитектуры

Но карьера Брунеллески продолжалась. Еще до завершения строительства Дуомо он экспериментировал с перспективой и пропорциями. Хотя его произведения кажутся простыми и незатейливыми по дизайну, они поражают благородством линий.

Одна из разработок Брунеллески легла в основу современного строительства – концепция перспективы. Глядя на восьмигранный Баптистерий и окружавшие его здания, Брунеллески понял, что трехмерные здания, расположенные на плоскости, исчезают из поля зрения в точке, называемой точкой схода.

Осознание того, что размер предмета зрительно уменьшается с увеличением расстояния до него, произвело переворот в архитектуре и изобразительном искусстве и привело к появлению чертежей.

Это преобразило всю последующую историю архитектуры вплоть до творений величайших архитекторов современности. Теперь строительство ведется не по приблизительным прикидкам, а все можно просчитать и начертить на бумаге, теперь всем заведуют не строители, а архитекторы.

До Брунеллески все проекты базировались на приблизительных моделях, эта практика была прекращена после того, как он ввел так называемую бумажную архитектуру, т.е. чертежи и планы. С этого началась история современной архитектуры.

Нововведения Брунеллески были опробованы при строительстве капеллы Пацци в 1442 году. В ней все взаимосвязано. Брунеллески старался сопрячь все детали строения так, чтобы они гармонично дополняли друг друга подобно костям скелета.

Благодаря открытию перспективы архитекторы Возрождения учатся управлять пространством, они учатся воспринимать его в трех измерениях, а также строить свои проекты. Теперь строительство начинается с концепции, которая постепенно доводится до совершенства.

 

Реконструкция Корсиньяно

Веками архитекторы будут применять архитектурные решения Брунеллески. Но в истории архитектуры наступала новая эпоха: бывшие города-соперники вновь вспомнили былую рознь. И архитекторы, и инженеры будут привлечены к иному роду деятельности: теперь их вдохновение будет служить искусству войны.

1459 год. Филиппо Брунеллески стал родоначальником архитектуры Возрождения, сделав Флоренцию центром передовых технологий строительства и дизайна. Теперь его идеи распространились и за пределы Флорентийской республики.

Филиппо Брунеллески использовал в свое дизайне античные архитектурные элементы: колонны, пилястры, а также строгие пропорции, превращая отдельные детали в единое целое, где не преобладал ни один из элементов. Но он не описывал свою работу, это сделал за него Леон Баттиста Альберти. Он писал не только об архитектуре, но и об археологии, политике, религии и даже верховой езде. Он и сам был неплохим архитектором, произведения Альберти читали многие, в том числе очень могущественный в те времена человек Энеа Сильвио Пикколомини.

Если у вас случается сердечный приступ каждый раз, когда ваша жена заводит речь о ремонте, то представьте себе следующее: Папа Римский, прочитав книгу Альберти, заявил ему, что желает перестроить то место, где он родился. Нет, не дом, а целый город!

Энеа Сильвио Пикколомини в 1458 году стал Римским Папой Пием II. Год спустя он пожелал превратить родной городок Корсиньяно в идеальный город.

Ныне это тосканский городок Пьенца. Подобный захолустный городок с населением около 200 человек открывал широкое поле деятельности для Пия II. Он возвел монументальный собор и окружил его другими внушительными зданиями. Улицы были намеренно сделаны кривыми, чтобы люди не понимали, насколько же мал этот город: когда вы идете по кривой улочке, здания заслоняют вам обзор, и город кажется больше, чем он есть на самом деле.

К моменту завершения реконструкции в 1464 году было построено или перестроено более 40 зданий. Каждый из них по-своему выражало новые веяния, то город в целом был превосходным образцом архитектуры той эпохи.

 

Итальянские инженеры и архитекторы на службе армии

Но гармония в Пьенце длилась недолго: концепции, прославлявшей величие человека, был прошен вызов. В 1492 году умер Лоренцо де Медичи, прозванный Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции. Многие из ее граждан устали от правления династии Медичи. Кроме того, они наслушались проповедей доминиканца Джироламо Савонарола, в которых он бичевал пороки Церкви и государства. Он ратовал за возрождение Флорентийской республики, проповедовал покаяние и аскетизм. Савонарола заявлял, что если Флоренция не одумается, то ураган гнева Господнева обрушится на город.

И действительно, над всей Италией уже сгущались тучи: Карл VIII, правитель Франции, готовился к походу на Неаполь и грозил уничтожить любой город, вставший у него на пути.

Савонарола предсказывал некое бедствие, и когда произошло вторжение, он смог заявить: «Вот видите, я же предсказывал это!». Он уподоблял себя пророкам Ветхого Завета.

Предсказания этого неистового проповедника вскоре сбылись: в 1494 году король Франции Карл VIII подступил к границе Тосканы, готовясь пройти по Италии с огнем и мечом. Италия состояла из множества враждующих республик, и завоевать ее было нетрудно.

Если раньше итальянская архитектура прославляла человека, то теперь она была посвящена войне. Военных инженеров в те времена еще не было. Поэтому великим архитекторам Возрождения, порой ничего не понимавшим в военном деле, пришлось возводить укрепления крупнейших городов Италии.

Новые технологии теперь были направлены на службу армии. Главным оружием Карла VIII были новые пушки, и средневековые стены рассыпались под их огнем. Новые пушки были более надежными и дальнобойными, а снаряды стали крупнее и тяжелее. Благодаря этим пушкам армия Карла VIII могла взять любую крепость.

Для итальянцев это стало кошмаром наяву, ведь они никак не могли остановить врага. Снаряды новых пушек легко пробивали высокие и тонкие средневековые стены, оставляя итальянские города без защиты.

Древние стены даже препятствовали применению новых орудий против захватчиков. Новые пушки имели очень сильную отдачу, из них нельзя было палить с древних стен, так как стены при этом расшатывались и разрушались.

Итальянские архитекторы стали проектировать более низкие и толстые стены, которые выдерживали бы пушечный огонь. Новые толстые стены выдерживали пальбу из новых пушек, так как поглощали силу удара больших снарядов.

Планировка городских стен также подверглась изменениям: стены стали делать с множеством углов. Угловые бастионы звездообразных крепостей заставляли врага сохранять дистанцию. Наклонная поверхность стен легко выдерживала отдельные попадания артиллерии.

Городские стены в плане принимают звездообразную форму с выдающимися по углам многогранными бастионами, игравшими ключевую роль в обороне города. Многочисленные углы создавали множество фасов, фасы позволяли различным углам крепости прикрывать друг друга.

Крепости с бастионами стали классической моделью военных укреплений для всей Европы.

 

Возрождение Рима

Но вскоре Флоренция и Тоскана уступили ведущую роль в развитии архитектуры и инженерного искусства древней столице Италии. Бывшая столица Римской империи вновь обретала власть и славу.

В начале 14 века идет борьба за папский престол, и предположительно законный Папа переезжает во Францию. К 70-м годам 14 века, когда глава Католической Церкви возвращается в Рим, здесь царит разруха. Все последующее столетие Папы занимаются реконструкцией Рима.

В конце 15 века Флоренция вновь становится республикой, но при этом утрачивает былое влияние. И все знаменитости вроде да Винчи, Микеланджело, Рафаэля покидают Флоренцию. Теперь, если ты хочешь прославиться, твое место в Риме.

В 14 веке Рим находился в состоянии упадка. Но когда в начале 15 века он вновь становится Папской резиденцией, начинается подъем Рима.

Один Папа особенно прославился своей деятельностью по возрождению Рима, это был Сикст V. Он и его последователи превратили Рим в величественную и влиятельную столицу христианства.

Сикст V взялся возродить этот город. Если Риму вновь суждено было стать столицей Католической Церкви, то город нуждался в серьезной реконструкции.

Однако, его возрождение было нелегкой задачей. Для начала надо было сделать его улицы безопасными, очистив его от преступников. Папа приказал попросту выловить и казнить их всех.

Следующим шагом было восстановление акведуков, образцов торжества инженерной мысли. Когда в город вернулась вода, Рим вновь стал многолюдным и процветающим городом. Улицы были расширены и вымощены камнем. Город переживал строительный бум.

Но у Сикста был еще один грандиозный замысел: воздвигнуть монументы былой славы, чтобы дать стимул будущему развитию города. Он использовал обелиски, привезенные римскими завоевателями из Древнего Египта. Это были военные трофеи, которые древние римляне установили по всему городу. Сегодня в Риме больше обелисков, чем в самом Египте. Сикст использовал их в качестве своеобразных восклицательных знаков.

Папа хотел установить один из таких обелисков перед Базиликой Святого Петра, но была одна проблема: он весил свыше 300 тонн. Передвинуть его было непросто.

Папа поручил эту задачу архитектору и инженеру Доменико Фонтана. Его план был прост, но казался практически невыполнимым. Он окружил 300-тонный обелиск деревянным каркасом, чтобы защитить его от повреждений. По периметру обелиска установили металлические крепления. Каркас возвышался на 30 метров. Через кольца на металлических креплениях пропустили веревки, так чтобы обелиск можно было приподнять лебедкой. Для этого было задействовано 900 человек.

С помощью 40 лебедок обелиск приподняли и опустили на платформу с деревянными катками, затем его перекатили на новое место. Этот грандиозный проект был осуществлен 30 апреля 1586 года.

Людями, поднимавшим обелиск, под страхом смертной казни было приказано соблюдать молчание в течение всей операции.

17 дней спустя обелиск был доставлен на новое место перед Базиликой Святого Петра, где и находится до сих пор.

Слава о чудесном возрождении Рима распространилась по всей Европе. Столица древней империи вновь вышла на мировую арену. Эпоха великих архитекторов, зародившись во Флоренции, преобразила Рим и всю Европу.

Архитекторы и инженеры создали изумительные по своей красоте и величественности творения, такие как римские обелиски или Флорентийский собор. Они прославляли огромный потенциал человека и создавали ощущение, что человек – венец всего сущего. Многие полагают, что именно Возрождение дало начало современной культуре.


 

Комментарии:

Наверх